Законопроектом (реестр. ? 6274) предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, которыми ввести сокращенное проведение в административных делах относительно: обязательства субъекта властных полномочий совершить определенные действия на выполнение правового акта индивидуального действия или административного договора; обязательства субъекта властных полномочий совершить определенные действия относительно рассмотрения обращения, в том числе информационного запроса, физического или юридического лица; отмена правового акта индивидуального действия, принятого субъектом властных полномочий с превышением своих полномочий; отмена правового акта индивидуального действия относительно прав, свобод, интересов или обязательств истца, если он не выполнен, в связи с внесением изменений в законодательство, согласно которому было принят такой акт.
При обсуждении члены Комитета высказали ряд замечаний к проекту. Вчастности, отмечалось, что законопроектом предусмотрено, что в порядке сокращенного проведения судья принимает постановление без проведения судебного заседания. Парламентарии подчеркивали, что независимо от того, рассматривается дело в порядке сокращенного проведения или в общем, постановление по сути дела может быть вынесено исключительно по результатам судебного разбирательства. Другое дело, что судебное разбирательство в порядке сокращенного проведения осуществляется единолично без вызова сторон, что значительно ускорит судебное разбирательство, но не повлияет на полноту и объективность постановления в деле.
Законопроектом предложено отнести к категории дел, к которым применяется процедура сокращенного проведения, дела относительно отмены правового акта индивидуального действия, принятого субъектом властных полномочий с превышением своих полномочий. Согласно законопроекту, непоступлению от ответчика возражения против иска будет иметь следствием рассмотрение вопроса о достаточности полномочий исключительно на основании "сообщенных истцом обстоятельств", что, по мнению народных депутатов, есть неприемлемым и возбуждается такие ключевые принципы административного судопроизводства как равенство всех участников административного процесса перед законом и судом, официального выяснения всех обстоятельств в деле.
Отсутствие перечня оснований для отмены постановления, принятого в сокращенном порядке, считают члены Комитета, может иметь следствием злоупотребления судами апелляционной инстанции во время рассмотрения дел указанной категории, которая, с учетом предложенных законопроектом норм об отсутствии кассационного просмотра таких дел, может иметь негативные следствия.
Возможность кассационного обжалования, отмечалось на заседании, не влияет на скорость рассмотрения дела и выполнения решения, которое являются основными причинами нововведения в виде сокращенного проведения, поскольку постановление апелляции независимо от кассационного обжалования вступает в силу с момента вынесения. Кроме того, отсутствие кассационного обжалования указанной категории дел отрицательно повлияет на процесс обобщения судебной практики по указанной категории дел и предоставления методической помощи, разъяснений и рекомендаций судам низших уровней, что также может иметь негативные системные следствия.
По итогам обсуждения Комитет утвердил решение поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний.