Андрей Авторгов отмечает: для работы автоматизированной системы ареста средств не создается реестр должников или всех граждан. Речь идет об упрощении доступа к счетам. В любом случае, открывая в банке счет, лицо должно быть готово к тому, что деньгами могут заинтересоваться и фискальный орган (если проходят большие суммы), и частные/государственные исполнители (при наличии невыполненного судебного решения, по которому этот человек — должник). Т.е. это имущество, на которое возможно направить взыскание, как и на любое другое.
Многие граждане думают, что судебные исполнители ходят по квартирам и отбирают имущество. Но это вчерашний день. В европейских странах то время, когда какое-то взыскание можно было удовлетворить за счет домашней собственности должника, уже проходит. Там уже стало нормой, что гражданин, имеющий задолженность, может поплатиться своим банковским счетом. Причем такое взыскание осуществляется очень быстро.
Возникает вопрос: кто должен быть оператором (или держателем) системы ареста средств: Минюст, Нацбанк, Госисполнительная служба? По словам Андрея Авторгова, это не принципиально. Более важно, чтобы система работала быстро и эффективно, так же, как и в Европе. Речь не только об оперативности процесса снятия денег со счета, но и разблокировки средств после ареста. Для этого было бы хорошо, чтобы система автоматически освобождала деньги одного счета при накоплении средств на другом, незамедлительно сообщая об этом судебному исполнителю, а также учитывала очередность и пропорциональность взысканий. В век криптовалют это реализовать вполне под силу.
Поскольку никакая система не застрахована от ошибок, следует выяснить, как можно уберечься от фальсифицированных судебных решений. А подобных прецедентов хватает: так, нотариусы регистрируют по фальшивому судебному решению какое-то имущество, вносятся нужные изменения в реестр собственников другим регистратором и т.п. Сейчас вступления в силу ожидают соответствующие изменения, внесенные в Закон «Об исполнительном производстве» (они были внедрены в рамках большой судебной реформы) — это направление исполнительного документа в электронном виде. Ведь если решение выходит из коммуникационной системы суда и направляется исполнителю в «электронке», то его законность и полномочность не может вызывать сомнений. В то же время бумажный документ, как известно, легко подделать, например, поставив фальшивую подпись или печать.
Поэтому внедрение одновременно и систем электронных исполнительных документов, и автоматизированной системы ареста средств должно по максимуму исключить поддельные решения, считает Андрей Авторгов. При этом для борьбы с ошибочными постановлениями об обеспечении иска существует апелляционная инстанция, а также институт встречного обеспечения, когда истец должен внести средства, необходимые для покрытия возможных убытков, нанесенных ответчику удовлетворением иска, в т. ч. и наложением ареста на денежные средства.
Также бытует мнение судей о том, что пользователем системы должен быть исключительно исполнитель. Хотя изменения в Кодекс по процедурам банкротства предусматривают то, что юзерами будут и судья, и исполнитель. Т.е. обеспечение иска (решение) будет выполняться самим судьей. Поэтому Авторгов полностью поддерживает представителей судебной власти в том, что эта функция выполнения не свойственна судебной системе, а значит, судей следует освободить от такой обязанности, полностью переложив ее на Государственную исполнительную службу и частных исполнителей.
Андрей Авторгов надеется, что система ареста средств в ближайшее время все же заработает в Украине, будет такой же эффективной и безотказной, как в других странах (в остальных реестрах бывают «глюки»), оперативно отвечая на возникающие запросы общества. Ведь, вопреки распространенному мнению, подобная система необходима не для должников по коммунальным услугам, например, а для того, чтобы выполнялось любое судебное решение.
Ранее сообщалось, как не допустить двойного взыскания средств с введением автоматизированной системы ареста.