Отметим, что пока это только законопроект, который был направлен на доработку. Положение об автоматизированной системе ареста средств содержалось в большой процессуальной реформе, в рамках которой были приняты новые кодексы. Но в предпоследнем чтении оно было исключено. И сейчас такие предложения содержит Кодекс Украины по процедурам банкротства. Также систему можно ввести на уровне каких-то подзаконных актов, как это, возможно, планирует Министерство юстиции.
По словам Андрея Авторгова, проблему невыполнения решений по социальным выплатам автоматизированная система не решит, ведь государство должно само выполнять взятые на себя обязательства. Что касается других решений, то речь идет об их быстром и эффективном выполнении. Ведь как сейчас работает в Украине процедура ареста средств? Частный или государственный исполнитель вносит постановление на арест, направляет его в банк в печатном виде: завозит лично или отправляет заказным письмом. При этом есть нюанс, что даже помощник частного исполнителя не может занести в финансовое учреждение ни платежное требование, ни постановление о наложении ареста. Поэтому этот процесс занимает достаточно много времени. Опять таки, если посчитать расходы на бумажные документы и у исполнителей, и у банков, и затраты труда на такую процедуру, то они окажутся колоссальными.
Полезно рассмотреть опыт Литовской Республики, где уже работает система автоматизированного ареста средств. Там осуществляют свою деятельность исключительно частные исполнители: они направляют в электронной системе постановление о наложении ареста на все банки, которые есть в стране. Соответственно, если счета должника в этом банке нет, не происходит ничего. Если же система находит деньги ответчика в этом банке, то на них накладывается арест. Кроме того, автоматически освобождаются другие счета должника, если на одном из них накоплено достаточно средств для выполнения постановления. Также система списывает средства с учетом пропорциональности и очередности.
На сегодняшний день введение автоматизированной системы ареста средств в Украине значительно бы ускорило принятие судебных решений, считает частный исполнитель. Потому как, если у должника есть деньги на счету, то фактически решение можно выполнить за 1 день. Но в связи с тем, что у нас вся процедура осуществляется в бумажной форме, отправляется почтой, то она затягивается на неделю и более.
Также существует проблема того, что реестр счетов юридических лиц есть (так как банк, открывая расчетный счет юрлица, сообщает об этом фискальные органы), а физических - нет. Исполнитель может найти счет должника только направив соответствующие запросы во все банки, которых в Украине насчитывается около 80-ти. Т.е. это также является достаточно долгим процессом.
Конечно, как отмечает Андрей Авторгов, гражданам не понравится то, что фискальные органы, Государственная исполнительная служба или частные исполнители могут быстро узнать об их счетах, когда они являются должниками. Но ситуация резко меняется, когда человек становится взыскателем денег с другого гражданина, согласно решения суда. Это может быть, например, возмещения ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием или затоплением квартиры. В таких случаях взыскатель задает вопрос государственному или частному исполнителю: почему у нас не работает система ареста средств и мы не можем найти счета должника для их списания?
Вмешательством в частную собственность, по словам Авторгова, работу системы назвать нельзя. Ведь государство арестовывает имущество ровно в той мере, в коей ему необходимо выполнить свою функцию, а именно исполнить судебное решение.
Ранее сообщалось, что суд арестовал счета известной платежной системы.