Налоговая реформа является острым камнем преткновения украинских реформаторов. Как известно, существуют два альтернативных законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс Украины – №3357 от 26.10.2015 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации», разработанный группой народных депутатов во главе с Ниной Южаниной, и №3630 от 11.12.2015 «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине», разработанный Министерством финансов Украины.
В течение долгого времени сторонники «конкурирующих» вариантов налоговой реформы никак не могут договориться. Поскольку «законопроект Южаниной» был зарегистрирован в Верховной Раде еще в октябре и уже долгое время обсуждался, зарегистрированный в декабре «законопроект Яресько», вызвал немало неоднозначных откликов.
Национальный совет реформ при Президенте Украины еще весной 2015 г. создал целевую группу «Налоговая реформа» во главе с министром финансов Украины Натальей Яресько. В эту группу вошли ряд депутатов, представители общественности и бизнес-ассоциаций, а также эксперты МВФ и советники министра финансов. Предполагалось, что реформа будет проголосована в начале осени, что позволит запустить ее с начала 2016 г. и построить на ней новый бюджет. Однако подготовить единый согласованный документ тогда не удалось.
Изначально Министерство финансов Украины в проекте нового Налогового кодекса предложило установить с 2018 г. ставки налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц и единый социальный взнос на уровне 20%. Т. е. ставка налога на прибыль должна была повыситься по сравнению с действующей в 2015 г. (18%), а ставка НДС остаться прежней (20%). Вместо дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц устанавливалась единая – 20%. При этом единый социальный взнос, который сейчас платит работодатель (41%), снижался до 20%, а платеж наемного работника (3,6%) отменялся. В итоге, согласно расчетам Минфина, средняя налоговая нагрузка на фонд оплаты труда должна была существенно снизиться. К примеру, для средней по стране зарплаты в 4 тыс. грн она сокращалась с 56,6% до 34,6%. Кроме того, в проекте Налогового кодекса предлагалось повысить с 5% до 20% налог на дивиденды.
Как уже упоминалось, основными оппонентами минфиновских предложений по налоговой реформе были сторонники «либеральной» налоговой реформы Н. Южаниной. Предложения Минфина их не устраивали, и достичь компромисса никак не получалось. В результате министр финансов Н. Яресько пошла на уступки, и в основу «компромиссного» варианта налоговой реформы положила сохранение ставки налога на прибыль на уровне 18%.Но даже этот компромиссный вариант не вызвал одобрения в большинства.