Госслужащими должны быть те лица, которые не имеют дискреционного или политического характера назначения на должность, - директор департамента Нацагенства по вопросам госслужбы А. Заболотный

15:00, 21 декабря 2015
Не так давно Законопроект №2490 «О государственной службе» был принят во втором чтении и в целом. На прошлой неделе председатель Верховной Рады его подписал и направил Президенту. О том, что ожидает работников судебной системы Украины в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал директор департамента нормативно-правовой работы и юридического обеспечения Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Андрей Заболотный.
Госслужащими должны быть те лица, которые не имеют дискреционного или политического характера назначения на должность, - директор департамента Нацагенства по вопросам госслужбы А. Заболотный
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Не так давно Законопроект №2490 «О государственной службе» был принят во втором чтении и в целом. На прошлой неделе председатель Верховной Рады его подписал и направил Президенту. О том, что ожидает работников судебной системы Украины в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал директор департамента нормативно-правовой работы и юридического обеспечения Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Андрей Заболотный.

– Что изменится для судей с принятием нового Закона «О государственной службе»?

– Судьи не относятся к должностям государственной службы, и не принадлежали к ней. Основное, с чем связан вопрос по отношению судей к государственной службе – это стаж. Новый закон, подписанный спикером и переданный Президенту, определяет, что стаж работы на должностях судьи засчитывается в стаж на государственной службе. Так есть сейчас, и так будет согласно новому Закону «О государственной службе». Мы не меняем и не уменьшаем гарантий зачисления стажа на должностях судей в стаж, который приравнивается к должностям на государственной службе. Хотя судьи не были и не являются классическими государственными служащими. В соответствии с Законом «О государственной службе» они службу свою не проходят, и не проходили. Мы не меняли их статус. И вообще, сфера действия этого Закона не касается прохождения лицами службы на должностях судей.

– Что будет регулировать новый Закон «О государственной службе»?

– Действительно, этот Закон предусматривает внесение изменений в другие законы. Законодательство о государственной службе и антикоррупционное законодательство формируется из разных законов, и другие государственные органы обеспечивают реализацию этой политики. За участие в формировании и реализации политики в сфере государственной службы ответственное Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. За исполнение антикоррупционного законодательства ответственны другие государственные органы. Поэтому необходимо различать эти два вида. По предмету регулирования Закона «О государственной службе» следует сказать следующие. Хотя некоторые считают, что он очень широкий, потому что это служба в рамках всего государства – служба в больницах, учебных заведениях, то это не так, постольку это все бюджетная сфера, сотрудников которой у нас достаточно много, если я не ошибаюсь – три миллиона. Государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления, для которых пишет законы Нацагенство по вопросам государственной службы, то их 295 000 и 90 000 соответственно, то есть в пределах 400 000 тысяч. Закон «О государственной службе» очень прост. Он о том, как приходить на работу государственным служащим, проходить службу, о карьере, и о том, как прекращать службу, то есть о службе в государственном органе, которая связана непосредственно с выполнением задач этого государственного органа.

– В связи с чем помощников судьи лишили статуса чиновников?

– Как законодатель, так и разработчики, и с этим согласилось гражданское общество, исходили из того, что государственными служащими должны быть те лица, которые не имеют дискреционного или политического характера назначения на должность. То есть, госслужащий на любую должность идет по конкурсу и никак по другому. Для помощников судей этим Законом предусмотрено, что их должность будет отнесена к патронатной службе. Это предусмотрено статьей 92 настоящего Закона. Почему так? Потому что помощник судьи и сегодня, и завтра, он назначается на должность на срок полномочий судьи, и он добирается, что главнее, судьей самостоятельно. Судьи самостоятельно, в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» подбирают своих помощников, которые назначают и освобождаются от должности соответствующим руководителем аппарата суда по представлению такого судьи. Пока судья не скажет, что именно этот человек мне нужен и никого другого руководитель аппарата суда не сможет назначить никаким образом. При этом не применяются никакие механизмы отбора, не проводится ни одного конкурса, то есть помощники судей не проходят ни единой меритократической процедуры. Достаточно лишь представление судьи, и это его собственное право выбрать себе, согласно специального Закона, помощника, который нужен для выполнения задач. Вот основной постулат: все те, кто хочет идти по конкурсу – на государственной службе и это государственные служащие, а все те, кто будут идти не по конкурсу – не государственные служащие. Рассматривался вариант, но не нашел необходимой поддержки, чтобы помощники проходили конкурс. Но тогда судьи теряют право самостоятельно их подбирать. Можно провести аналогию между помощниками судей и помощниками народных депутатов, министров, вице-премьеров, председателя Верховной Рады, Президента. Суть проста: патрон – субъект, который подбирает на работу себе человека, делает это по собственному убеждению, по своему усмотрению, и это его право по Закону. По сути основы этой работы любого субъекта из названных выше заключается не только в непосредственном выполнении заданий, но и обычно некоторых других задач, не связанные с непосредственной работой. Речь идет о большом количестве функций, которые может выполнять по поручению помощник. Именно поэтому такая служба, куда добирается человек, по сути, под патрона, и которая ориентируется под своего руководителя, приходит без конкурса, и уходит вместе с ним, и является патронатной службой. Все признаки именно такой службы на сегодняшний день помощникам судей присущи.

– Какое место в аппарате будет занимать помощник судьи в статусе патронатного служащего? Будут ли руководитель аппарата суда иметь на него влияние, если к примеру он откажется придерживается трудовой дисциплины?

– Что касается возможной недобросовестной работы в должности помощника, я думаю, что его патрон может спокойно принять решение или сделать соответствующее представление для такого решения, чтобы его уволили. Я думаю, с этим можно разобраться путем внедрения правил внутреннего распорядка судебного органа или по аппарату соответствующим приказом. Дисциплина нужна, если те работаешь в государственном органа, то обязан нести соответствующее высокое звание, как говорят, работника государственного органа как минимум, и придерживаться тех распоряжений и приказов, которые утверждены в учреждении в целом. К примеру, сейчас в любом государственном органе есть технические работники. И они также руководствуются правилами внутреннего распорядка, придерживаясь служебной дисциплины. Главное здесь это то, что в отношении помощника судьи, что особенно волнует, может уволить или привлечь к ответственности не только руководитель аппарата, который не имеет на них влияния, а непосредственно их судья – патрон. Но ни на это идут свободно, потому что они согласны с такой работой, они ее выбирают и это соответствует Конституции. Если они захотят быть госслужащими, они могут и имеют право и возможность претендовать на какую-либо должность в государственной службе в аппарате суда, ведь ключевая цель закона – это равный доступ к государственной службе всех. А на должности помощников судей мы не можем обеспечить выполнение этой нормы по равенству доступа, так как он будет не ровный. Так как судья захочет вот этого, а не этого, поэтому никакой равенства здесь не будет. Если захотят они государственной службы и законодательно будут аргументы, то все возможно. Законодательство совершенствуется, не стоит на месте. Если будут аргументы или какие-то определенные прецеденты, я знаю что есть очень хорошие специалисты и профессионалы которые работают на должностях помощников), что их права каким-то образом сужаются или они будут ухудшаться в связи с таким политическим решением, то нужно будет реагировать. Реагировать изменениями в закон и немедленно. И мы, как агентство сможем отреагировать на обращение любого из них. Мы рассматриваем все обращения граждан, независимо от того он госслужащий или работник патронатной службы, мы сможем увидеть проблему, и будем решать путем своей функции, которая заключается в разработке и подготовке нормативно-правовых актов.

– Как будут сотрудничать в аппарате суда государственные служащие и помощники судей, которые отнесены к патронатной службе?

– Действительно, эта норма связана с тем, что больше она ориентирована обычно на органы государственной власти, такие как министерства, в первую очередь, где временами помощник политика был гораздо влиятельнее чем руководитель департамента, хотя если брать уровень ответственности первого и второго, то у первого она практически равна нулю, потому что он не принимал решений, он мог только посоветовать, или даже не завизировать свой совет в виде проекта определенного решения. Зато руководитель департамента, он осознает всегда свою ответственность, и когда он получал, по сути, такие поручения от помощников советников политиков, и обязан был их выполнять, это было не просто унизительно с одной стороны для него, потому что он должен также получать доверенность от непосредственно руководителя, а именно руководителя аппарата, например, так правильно, от госслужащего по иерархии менеджмента человеческих ресурсов и по всем технологиям управления. А сейчас он их получал в виде определенного давления, влияния, боясь политического решения относительно себя. Как разобраться с этим в аппарате суда, я думаю, что аппарат суда должен также иметь внутренние регламенты и, я думаю, что такие процедуры можно спокойно определить согласно регламента работы аппарата, разграничив: кто, как и что должен обеспечивать.

Логика такая, как я объяснил. Необходимо, чтобы помощники, советники временных людей не давали прямых поручений которые во-первых противоречат законодательству, во-вторых может создать коррупционные риски, в-третьих могут прямым или косвенным влиянием касаться прав человека и прохождения ею службы. Поэтому это очень простая аргументация. Если у вас сейчас в законодательстве и такого не было мы ничего в отношении этом не меняем, мы только говорим о то, что не должно быть никаких прямых поручений от не госслужащего госслужащему, даже если это политик. Мы не говорит даже о помощнике. Мы говорим о министре, который по сути не должен давать прямых указаний руководителю департамента, так как ему может давать указания только руководитель аппарата. Такая иерархия. Потому что кадровые вопросы вообще отходят от политиков. Это связано с тем, что сегодня в аппаратах, с приходом политиков меняется сразу номенклатура.

– Каких трудовых гарантий лишаются помощники судей?

– Ну это говорит о характере трудового договора, с работником, служба которого будет иметь патронатной характер. Здесь не будет бессрочности трудового договора. Да, здесь не будет преимущественного права при увольнении на оставление на работе. Но, человек, идя на вид такого трудового контракта, осознает о таких существенных условиях этого контракта. То есть, это связано исключительно с привязкой к полномочиям субъекта, с которым он приходить службу, на которого он ориентируется, который его, по сути, берет на работу.

– Как будут оформляться трудовые отношения между помощником и судом?

– Трудовые отношения с работником патронатной службы будут оформлены в соответствии с трудовым законодательством. То есть Кодекс законов о труде, все нормы кроме названных будут на них распространяться. Это будет приказ о приеме на работу или соответствующее распоряжение по аппарату суда, запись в трудовую и соответствующий акт об освобождении или о назначении, который будет подписываться руководителем государственной службы в аппарате суда – руководителем аппарата этого суда. Трудовой договор заключается в виде приказа или распоряжения назначения на работу.

– Какие гарантии помощникам судьей сохранены?

– Очень важно что в ходе доработки ко второму чтению мы многие вещи ослабили с точки зрения усиления гарантии людей. Одним из таких вещей опять же для помощников все же мы снова закрепили в законодательстве, их стаж на работе помощника засчитывается как стаж работы на государственной службе. Просто здесь сразу надо вспомнить для чего этот стаж был, этот стаж был всегда для пенсии. Также сохраняем им возможность присвоения ранга, с учетом времени отработки в должности помощника. Если он уходит, например, с государственной службы, на должность помощника к судье, он прекращает государственную службу, но потом возвращается, скажем, на государственную службу, например если судья прекратит свои полномочия или по другим причинам, может по собственному желанию вернуться, и он вернется, то ему весь стаж зачтется, в том числе и для учета при присвоении ранга в пределах соответствующей категории за тот период работы в должности помощника, который он отработал.

– Как быть в случае, если госслужащий стал помощником, а после долгое время не работав, вернулся на госслужбу? Будет ли зачислен стаж в этом случае?

– Первое что приходит в голову – это посмотреть трудовую книжку, и была-ли какая-то запись. И если никакой записи нет, то с формально-юридических оснований можно считать, что этот человек после должности патронажной службы возвращается на должность государственной службы. Возможно, он был в активном поиске работы, а возможно наоборот – переосмыслил, что ее работа, ее призвание – это государственная служба. Возможно она переосмыслила, что не может работать в патронатной службе, не может работать в бизнесе, а государственная служба – это ее. Так, на такую заработную плату которая есть и с такой нагрузкой которое есть, но она хочет работать на государство.

– Как изменится подход к оплате труда чиновников?

– Наконец в этом Законе решен вопрос оплаты труда государственных служащих. Теперь мы имеем привязку к минимальной заработной плате, и постепенно будем подтягивать все оклады к увеличению – до двух минимальных заработных плат. Что касается дисбаланса оплаты труда на рынке труда между государственным и частным сектором, я могу сказать, что мы все свободны в своем выборе права на труд. К сожалению, сегодня вопросу финансирования оплаты труда государственных служащих уделяется немало внимания, но, к сожалению, нет в бюджете достаточного количества ресурсов для того, чтобы поднять существенно уровень оплаты труда государственных служащих. Есть страны, в частности страны Балтии, которые действительно ориентируются на рост заработной платы в бизнес секторе, и если идут какие-то колебания по уровню заработной платы, то они сразу поднимают должностные оклады работников государственных органов, боясь потерять сотрудников. То есть задача не только рекрутировать на работу, но и удержать работника. В наших государственных органах это происходит постоянно: в орган власти приходят молодые люди с небольшим опытом и стажем, в течение нескольких лет получают определенные знания и опыт, и за их истечением переходят в другой государственный орган только потому, что там больше платят, или вообще уходят с государственной службы. На сегодня Правительством разрабатывается стратегия реформирования государственного управления, которая содержит привязку к частному сектору. Мы планируем постепенно за 2016-2018 и последующие годы привязываться к показателям роста заработной платы в частной сфере для того, чтобы все же привлекать на государственную службу лучших, талантливых, тех кто хочет менять страну, трудолюбивых людей, которые готовы посвящать себя работе на государство.

– На какую зарплату сможет претендовать помощник судьи в статусе служащего патронатной службы?

– Законом в пункте 7 Заключительных и Переходных положений предусмотрена не возможность уменьшения их заработной платы. В соответствии с Законом «Об оплате труда» именно Правительство уполномочено решать вопросы оплаты труда. Правительством будет утверждена схема должностных окладов. Однако, размер должностного оклада, в том числе помощников судей, не может быть уменьшен.

– Можно ли ожидать сокращений чиновников в аппарате судов, в связи с принятием нового Закона «О государственной службе»?

– Этот Закон не предусматривает никакого сокращения. Вместо этого он содержит ряд положений, касающихся оптимизации структур и функций государственных органов. Закон устанавливает, что в государственном органе должностей руководителей и специалистов должно быть в соотношении один к трем. Сегодня же руководителей в аппаратах государственных органов очень значительное количество. Документы идут сложно, постольку нужны визы каждого из них от сектора, отдела, управления, департамента. И все это составляет иерархичную очень осложненную структуру с заместителями, начальниками. Эти менеджерские вертикали останавливают процесс эффективных решений, его бюрократизирует лишний раз. Именно поэтому этот закон определяет такое соотношение должностей. Это позволит не только возможность иметь меньше начальников и больше исполнителей, но и поможет осуществлять экономию фонда оплаты труда, поскольку каждая руководящая должность предполагает больший оклад.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики