30 ноября Министерство юстиции презентовало инициативу об отмене Хозяйственного кодекса. Главным спикером от лица Минюста выступил заместитель министра по вопросам европейской интеграции Сергей Петухов. По его мнению, нормы Хозяйственного кодекса часто вступают в противоречие с положениями Гражданского кодекса либо дублируют его. «Ни в одной другой стране нет документа, который по содержанию соответствовал бы нашему Хозяйственному кодексу. Почему именно Украина решила оставить советское наследие в виде отдельного кодекса? Мы прожили в таком состоянии 10 лет. Сейчас пришло время решить, где мы должны быть: или мы вспоминаем о Советском Союзе и влиянии государства на планирование экономики, или движемся в сторону европейской практики регулирования частных отношений», – отметил С. Петухов (подробнее читайте в его эксклюзивном интервью в "Судебно-юридической газете" на стр. 10).
Он подчеркнул, что этот вопрос поднимался в 2005 и 2008 гг., но реализовать запланированное тогда не удалось. «С принятием в 2003 г. Гражданского и Хозяйственного кодексов мы получили споры и несогласованности в законодательстве, связанные с тем, что эти кодексы имеют совершенно разную идеологию, закладывают разное видение развития государства и не согласуются между собой», – считает замминистра. По его словам, ХК базируется на устаревших советских нормах и концепциях регулирования хозяйственных отношений в государстве, тогда как Гражданский базируется на европейской традиции и обеспечивает свободу предпринимательской и частной коммерческой деятельности.
Его сторонниками в данном вопросе выступила команда от бизнес-среды. По их словам, инициатива ликвидации Хозяйственного кодекса идет от компаний, работающих на рынке, и от международных инвесторов, которые заинтересованы инвестировать в Украину. «Бизнес встает перед проблемой дублирующих норм в разных законах. Если дело доходит до суда, суды играют на имеющейся разнице между дублирующими нормами. Это создает ситуацию отсутствия правовой определенности», – отметили присутствующие представители бизнеса. Они уверены, что отмена ХК не приведет к ликвидации всех его норм – те позиции, которые эффективно работают, будут перенесены в другие законодательные акты.
За период существования Хозяйственного кодекса в него были внесены около 70 разных по масштабу изменений. Однако такие изменения не решили основные проблемы данного кодекса. ХК как основной закон в сфере хозяйственной деятельности, по мнению представителей Минюста, оказывает решающее влияние на инвестиционный и бизнес-климат в стране. Ограниченный характер изменений, которые вносились в этот кодекс ранее, существенно не повлиял на введенную им общую негативную систему регулирования. Поэтому существует острая необходимость нового, комплексного подхода к решению этой проблемы. Хотя в ряде стран традиционно сложился дуализм правового регулирования гражданских и коммерческих (хозяйственных) отношений, последние «большие» кодификации законодательства (Италия, Нидерланды) придерживаются унитарной кодификации в рамках Гражданского кодекса.