На сегодняшний день вопросы, связанные с процедурой банкротства юридического лица, регулируются профильным Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Он претерпел много изменений и правок, но несмотря на это, эксперты и практики отмечают, что нормы его по-прежнему далеки от совершенства и уже смогли дать ход целому ряду коррупционных схем. Какая бы демократическая цель ни стояла перед вышеозначенным законом (а ею, согласно европейским традициям, является помощь должнику в решении его финансовых трудностей), у нас она забыта. Основной задачей остается возможность разбогатеть на чужом горе.
Так, в ходе выступления на одном из форумов, посвященных этой теме, член комитета Независимой ассоциации банков Украины по вопросам защиты прав кредиторов Елена Ермолова отметила, что, в ходе применения закона, на практике проблема ограничения прав кредиторов, которая вначале казалась первостепенной, оказалась не основной. На сегодня, по ее мнению, главная проблема заключается в тех полномочиях, которыми наделены арбитражные управляющие. Именно это зачастую приводит к целому ряду злоупотреблений. «Арбитражный управляющий, согласно закону, по которому мы все работаем, является лицом, которое решает все в ходе процедуры ликвидации. Он оценивает имущество, определяет способ и порядок его продажи, заключает договор с организатором аукциона. Поэтому, у нас и конкурсные, и залоговые кредиторы – просто «зрители в зале», – отметила эксперт. А поскольку арбитражному управляющему кредиторы, в принципе, неинтересны, все его внимание в процессе направлено на судью. «Два человека – судья и арбитражный управляющий - могут полностью контролировать процедуру так, как хотят», – уверена Е. Ермолова.
Процедура реализации залогового имущества также, по мнению экспертов, заслуживает на сегодня отдельного разговора. Прописана она в законе так, что «грех не стать коррупционером». Как известно, закон позволяет продавать имущество и назначать цену за него от 1 грн. Судья утверждает порядок проведения процедуры реализации, организатор аукциона быстро назначает торги через 15 дней и дает два дня на регистрацию участников. За эти два дня мало кто успевает зарегистрироваться, и это позволяет продать имущество за смешную цену заранее оговоренному лицу, которое знало о торгах заблаговременно.
Еще одна схема, удачно прижившаяся и вполне законная – понижение цены. Это план №2 в случаях, когда не удалось сразу оценить имущество достаточно дешево. Тогда по разным, часто техническим, причинам участников торгов не регистрируют в нужном количестве, и организаторы, опять-таки, на вполне законных основаниях могут снижать цену, пока она не опустится до выгодного минимума.