Министерство финансов в вопросе реформирования налоговой системы призывает очень осторожно подходить к радикальному уменьшению ставок налогов. «По большинству позиций наш законопроект совпадает с парламентским. Но сегодня мы не можем так резко снижать ставки. В первую очередь, надо смотреть на расходы, а не на доходы. Если мы уменьшим доходы, но не оптимизируем расходы, то будем иметь очень существенный минус в бюджете и, соответственно, – риск невыплаты зарплат и пенсий, сложности с обслуживанием внешних и внутренних долгов», – отметил директор департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Николай Чмерук. Кроме того, представители исполнительной власти подчеркивают, что резкое снижение ставок может иметь обратный эффект для бизнеса. Если государство, в результате быстрого сокращения доходов и отсутствия выхода из тени зарплат, получит «дыру» в бюджете (по некоторым оценкам, она может достичь 150 млрд грн.), то фискальные органы могут начать закрывать ее за счет усиления давления на существующие предприятия. Ведь выход экономики из тени, который мог бы компенсировать дефицит бюджета, не может произойти в течение года.
Если проанализировать международные налоговые системы, то можно отметить наличие в большинстве высокоразвитых стран ЕС высокого уровня налогообложения. Эти страны, с одной стороны, используют потенциал достаточно эффективного (у них) рыночного саморегулирования и регуляторные возможности налогов, а с другой – стремятся улучшить динамику и качество социально-экономического развития путем формирования надежной финансовой базы для устранения государством «провалов рынка».
Как известно, чрезмерная централизация ВВП угнетает предпринимательскую инициативу, вызывает тенизацию экономических отношений и, сужая базу налогообложения, подрывает финансовые основы функционирования государства. Согласно теории Лаффера (снижение налогов не должно привести к росту дефицита госбюджета), максимального роста ВВП, как и максимальных налоговых поступлений, можно ожидать лишь при оптимальном уровне налогообложения. Высокоразвитые страны ЕС, с одной стороны, могут существенно повышать уровень налогообложения без заметного отрицательного влияния на экономическое развитие (у субъектов рынка остается достаточно финансовых ресурсов для уплаты налогов и обязательных платежей), а с другой – имеют возможность способствовать росту ВВП с помощью относительно рациональной (у них) финансовой деятельности государства.
Но важно не забывать, что Украина, к сожалению, пока не является высокоразвитой страной. И реформировать ее налоговую систему нужно с учетом особенностей ее экономического состояния. Хотя, проблем в налоговой системе Украины действительно очень много.
Представители обеих ветвей власти (парламента и Министерства финансов) солидарны в том, что структуру расходов нужно в корне пересматривать в сторону уменьшения. Однако спорных вопросов, к сожалению, намного больше. Остается надеяться, что две конкурирующие в данном вопросе стороны продолжат переговорный процесс и смогут сблизить свои позиции. Ведь конечным результатом и главной целью должна быть налоговая реформа, которая сможет дать реальный импульс развитию украинской экономики.