10:00, 2 декабря 2015
Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26.10.2015 г., разработанный народными депутатами, является законодательным инструментом т.н. «либеральной налоговой реформы».
Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26.10.2015 г., разработанный народными депутатами, является законодательным инструментом т.н. «либеральной налоговой реформы».
Им предлагается внести ряд изменений в НК и другие законы. Например, по администрированию налогов предлагаются следующие изменения:
- внедрение электронного кабинета налогоплательщика – онлайн-доступ налогоплательщиков к управлению лицевым счетом (учет платежей, авансов, переплат, зачеты, налоговый долг);
- переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов – второй уровень апелляций перемещается в Министерство финансов Украины;
- введение института налоговых консультантов с использованием опыта Польши и Германии как наиболее удачного (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представление интересов плательщика в суде и налоговых органах);
- реализация административной реформы – разделение функций формирования и реализации государственной фискальной политики. Министерство финансов становится единым центром принятия управленческих решений в сфере бюджетно-фискальной политики;
- демилитаризация налогового контроля – ликвидация налоговой милиции и создание нового правоохранительного органа (службы финансовых расследований) в рядах Министерства финансов;
- переход к новой структуре фискальных органов: налоговые инспекции смогут осуществлять только сервисные функции - без функций налогового контроля.
Изменения по налогу на прибыль предприятий:
- прогрессивная реформация объектов налогообложения;
- снижение базовой ставки налога до 15% (действующая 18%);
- налоговый период – календарный год;
- сумма налога, уплаченная в течение года, учитывается при определении суммы налога по итогам года;
- четкие переходные положения – накопленные переплаты по налогу на прибыль по состоянию на 01.01.2016 г. учитываются в уменьшении суммы налога на прибыль в последующих отчетных периодах;
- облагается распределенная прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемая в пользу физических лиц, неплательщиков налога на прибыль, нерезидентов и т.д.
По налогу на добавленную стоимость:
- снижение ставки налога до 15% (действующая 20%). Ставка 15% является минимальной стандартной ставкой по законодательству ЕС (директива 2006/112/ЕС о совместной системе НДС);
- решение проблемы вымывания оборотных средств плательщиков;
- запрет на отмену контролирующим органом сумм налогового кредита по формальным признакам: налоговый кредит может быть отменен только в случае обнаружения ошибки в ИНН или в формировании его по необлагаемым операциям и т.п.
По акцизному налогу:
- введение акцизной накладной как обязательного электронного документа при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке;
- предотвращение случаев реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, на которые не уплачен акцизный налог;
- постепенное увеличение в течение трех лет (в 2016–2018 гг.) ставок акцизного налога на спирт, алкогольные напитки и пиво – на 15% ежегодно, а на табачные изделия – на 20% ежегодно.
По налогу на доходы физических лиц:
- уменьшение базовой ставки НДФЛ до 10% (действующая 15/20%);
- установление ставки 5% на дивиденды, выплачиваемые плательщиками распределенной прибыли, ставки 20% – на дивиденды, которые выплачиваются плательщиками распределенной прибыли, на выигрыши, призы, подарки;
- увеличение до десяти прожиточных минимумов, установленных для нетрудоспособных лиц (это максимальный размер назначения пенсии), порога для налогообложения пенсий (действующая редакция – от 3 МЗП или 3654 грн.);
- установление распределения 50/50 уплачиваемого НДФЛ между местными бюджетами по месту жительства и по месту работы налогоплательщика и т.д.
По единому социальному взносу:
- установление единой ставки ЕСВ 20%;
- отмена максимальной величины базы начисления ЕСВ;
- отмена ЕСВ, который удерживается из заработной платы (дохода) работников-физических лиц – 2%, 2,6%, 2,85%, 3,6% и 6,1%;
- установление для всех самозанятых лиц единой базы начисления ЕСВ – суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно, но не меньше минимального страхового взноса;
- распространение на самозанятых лиц страхового покрытия на случай временной потери трудоспособности и несчастного случая на производстве (сегодня добровольное участие);
- временное зачисление ЕСВ с дохода свыше 17 минимальных зарплат на персонифицированный счет физического лица в Ощадном банке с выплатой при наступлении пенсионного возраста – до полноценного внедрения системы накопительного пенсионного страхования и др.
По словам председателя Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка, депутаты предлагают «либерализовать» налогообложение: снизить ставки по некоторым направлениям и существенно упростить администрирование. Налоговая функция должна превратиться из карательной в сервисную. Модель реформы смещает акценты с краткосрочного фискального подхода к стимулированию роста экономики – за счет отмены авансовых взносов, освобождения от налогообложения реинвестированной прибыли и т.п. Реформа учитывает тот факт, что более 50% экономики Украины находится в тени, а это большие резервы для развития. И очень важно, что предложенная парламентом реформа является результатом многостороннего обсуждения в экспертной среде и поддерживается бизнес-ассоциациями.