Дебаты по поводу налоговой реформы продолжаются. Очередное обсуждение ее проблемных вопросов состоялось 19 ноября под эгидой Киевского международного экономического форума (КМЭФ). К дискуссии были привлечены представители Министерства финансов и народные депутаты, которые принимали участие в разработке парламентского варианта налоговой реформы, а также широкий круг экономических экспертов.
Налоговая политика – один из наиболее важных факторов развития украинского бизнеса. Сегодня для всех уже очевидно, что налоговая система страны нуждается в реформировании. Реальная макроэкономическая ситуация в Украине в 2014–2015 гг. демонстрирует неутешительные результаты: резкое падение национальной экономики, снижение доходов и покупательной способности граждан, сокращение капитальных инвестиций, износ основных средств. Это лишь незначительная часть того, что происходит на самом деле.
Дефицит доходов бюджета, а точнее, его разрывы, правительство пытается компенсировать не за счет кардинального пересмотра и оптимизации системы государственных расходов, а за счет роста уровня перераспределения ВВП через бюджет путем повышения налоговой нагрузки. Доля распределения ВВП через бюджет и государственные внебюджетные фонды в последние годы достигла 43–48%, что приводит к:
В то же время, сохранение на прежнем высоком уровне и даже рост стоимости рабочей силы, особенно из-за значительного размера единого социального взноса и отсутствия разветвленной системы вычетов по налогу на доходы физических лиц, приводит к замораживанию легального уровня оплаты труда, оттоку квалифицированных кадров за границу, дальнейшему стихийному перемещению доходов населения в теневой сектор. В сочетании с недостатком собственных оборотных средств и ограниченными источниками привлечения инвестиций все это и вынуждает говорить о реформировании налоговой системы.
Для реформирования любой отрасли необходимы законодательные основы. В этом вопросе сложилась неприемлемая с точки зрения гражданского общества и экспертов коллизия: существуют два отдельных проекта налоговой реформы от разных авторов – Министерства финансов и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, которые до сих пор не договорились между собой.
Почему сложилась такая ситуация? По словам депутатов, в парламенте с марта этого года ждали от Кабмина решительных действий по разработке и внедрению нового Налогового кодекса. Но ожидания не были оправданы, и депутатский корпус решил взять инициативу на себя. Результатом этих усилий стал законопроект №3357, который поддержали 115 депутатов. Следует отметить, что сначала разработка нового Налогового кодекса была поручена Министерству экономического развития и торговли, которое должно было подготовить комплексный документ. Однако, в конце концов ответственным КМУ определил Министерство финансов.