10:30, 27 ноября 2015
Отсутствие эффективной налоговой реформы негативно влияет на предпринимательскую активность в стране. В результате ухудшается бизнес-климат, что сказывается на уровне доходов и занятости населения. Такие тенденции создают дополнительные проблемы для пенсионного обеспечения и выполнения социальных обязательств государства, ведут к снижению покупательной способности граждан и их экономической активности.
Отсутствие эффективной налоговой реформы негативно влияет на предпринимательскую активность в стране. В результате ухудшается бизнес-климат, что сказывается на уровне доходов и занятости населения. Такие тенденции создают дополнительные проблемы для пенсионного обеспечения и выполнения социальных обязательств государства, ведут к снижению покупательной способности граждан и их экономической активности. Кроме того, от эффективности проведения налоговой реформы, направленной на упрощение администрирования налогов и уменьшение налоговой нагрузки, зависит выбор бизнеса, работать или не работать в Украине, работать по легальным схемам или пытаться оптимизировать уплату налогов, перейдя на теневые схемы. Итог – падение ВВП, отсутствие перспектив экономического роста, плохой инвестиционный климат в государстве.
Международным центром перспективных исследований был проведен анализ институциональных проблем ГФС, таможенной службы и налоговой милиции. В Государственной фискальной службе это:
- высокий уровень коррупции в органах ГФС;
- наличие правовых коллизий в нормативных и регуляторных актах;
- низкое качество консультационно-разъяснительной работы;
- низкий уровень квалификации персонала ГФС;
- наличие большого количества кодов бюджетной классификации;
- проблемы с возвращением плательщикам излишне уплаченных средств, в т.ч. таможенных платежей, неправомерно начисленных в бюджет в результате перерасчетов таможенной стоимости;
- отсутствие достаточного количества электронных сервисов для плательщиков налогов, технически несовершенное программное обеспечение.
Проблемы в сфере таможенных отношений:
- наличие высокого объема контрабанды и «серого» импорта;
- несоблюдение европейских стандартов таможенного оформления товаров (очереди, превышение времени на таможенное оформление по сравнению с европейскими стандартами);
- необоснованные корректировки таможенной стоимости товаров;
- система управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств не соответствует требованиям Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур (такая система, по мнению специалистов, должна быть открытой);
- практическое отсутствие применения методов пост-аудит контроля как одной из фундаментальных составляющих таможенного дела;
- случаи безосновательного задержания грузов;
- отсутствие практики привлечения к ответственности за неправомерные решения, действия или бездействие должностных лиц таможенных органов всех уровней.
Проблемы, связанные с деятельностью органов налоговой милиции:
- большое количество незавершенных уголовных дел и затягивание уголовного процесса;
- неправомерная блокировка регистрации налоговых накладных и предоставления отчетности в электронной форме (расторжение договоров на электронную отчетность);
- низкая эффективность отработки налогового кредита, взяточничество и «крышевание» субъектов хозяйствования;
- неэффективность налоговой милиции, ее давление на бизнес;
- отсутствие надлежащей отработки предприятий, которые изменили местонахождение на Донецкую и Луганскую области с других территорий Украины, начиная со ІІ полугодия 2014 г.
Несмотря на то, что проблемы в деятельности ГФС определены, проведение ее институциональной реформы оставляет желать лучшего. По словам старшего экономиста МЦПИ Ангелы Бочи, «в течение 2014–2015 гг. действительно уменьшилось количество работников ГФС, однако это случилось в основном за счет АРК Крым, Донецкой и Луганской областей. Если брать во внимание заявления председателя ГФС, то уже уволено 42% высшего руководящего состава Службы, а в 2016 г. предусмотрено сокращение ее штата еще на 30%. Но очень беспокоит тот факт, что проведение реформы, по своей сути, сводится лишь к сокращению количества работников. Ведь институциональная реформа ГФС – это не просто сокращение числа сотрудников. Это, прежде всего, качественные изменения, которые приведут к диалогу между ГФС, плательщиками налогов и бизнесом».