Видение институциональной реформы ГФС, как и реформы налогового законодательства, у представителей власти и экспертов разное. Так, в Меморандуме между Украиной и МВФ указано: «До конца апреля 2015 г. подготовить план совершенствования администрирования поступлений, направленный на модернизацию Государственной фискальной службы». Коалиционное соглашение в данном вопросе говорит о «существенном уменьшении численности Государственной фискальной службы Украины». В Плане мероприятий по выполнению программы КМУ и стратегии «Украина-2020» сказано: «Существенное уменьшение численности работников Государственной фискальной службы (соглашение), установление личной финансовой ответственности работников налоговых и таможенных органов за потери, понесенные субъектами предпринимательской деятельности из-за незаконных действий или бездействия чиновников».
Отметим, что налоговая реформа сейчас находится на пике обсуждения среди органов власти, экспертов и бизнеса. И тому, что она не является качественной и эффективной, есть целый ряд причин. Во-первых, страна входит в активную фазу бюджетного процесса, и непонятно, на какой налоговой базе будет формироваться Государственный бюджет 2017 г. Во-вторых, институциональная реформа ГФС является одним из предварительных условий для предоставления Украине третьего транша в рамках программы расширенного финансирования EFF МВФ. В-третьих, промышленный спад в течение 2014–2015 гг. показал необходимость изменения условий ведения предпринимательской деятельности в стране, и, в первую очередь, налоговых. Согласно экспертному опросу, 72% респондентов уверены, что серьезным препятствием в проведении налоговой реформы является неэффективность работы государственных институтов. При этом, многие украинцы считают, что те государственные решения, которые принимались в конце 2014 г. и были задекларированы как налоговая реформа, по сути, ничего общего с процессом реформирования не имели.
Еще в августе Министерством финансов был обнародован план переформатирования структуры фискальной службы в соответствии с функциональными направлениями. Согласно заявлениям председателя ГФС, институциональная реформа ведомства предусматривала два основных этапа:
1) утверждение новой структуры центрального аппарата ГФС, сформированной в соответствии с рекомендациями МВФ;
2) реформирование кадрового состава ГФС, в частности, - полное обновление кадрового состава ее центрального аппарата.
Кроме того, должна быть проведена реструктуризация территориальных органов ГФС. Согласно предложениям, количество государственных налоговых инспекций планируется уменьшить с 311 до 161, что значительно снизит бюрократические препятствия в обслуживании налогоплательщиков.