В Украине заработает новый орган, который переберет на себя полномочия по досудебному расследованию преступлений, совершенных высокими должностными лицами, судьями и прокурорами. Еще, с принятием Уголовно-процессуального кодекса Украины, в 2012 году было задекларировано лишение органов прокуратуры функции досудебного расследования. Однако, возможность воплощения этой нормы ограничивалась законодателями моментом формирования Государственного бюро расследований. Именно ГБР и Национальное антикоррупционное бюро возьмут на себя исполнение досудебного расследования преступлений, совершенных должностными лицами, занимающими особо ответственное положение в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «О государственной службе», лицами, должности которых отнесены к 1–3 категориям должностей госслужащих, судьями и работниками правоохранительных органов. К примеру, расследование по делу судьи, совершившего убийство, сегодня в компетенции органов прокуратуры, а в случае вступления закона в силу будет отнесено к функциям исключительно следователей ГБР. Следует отметить, что в случае совершения указанными выше лицами коррупционных преступлений расследование по ним предстоит проводить НАБУ.
Государственное бюро расследований, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, осуществляет: оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование преступлений, отнесенных к его подследственности; розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за преступления, расследование которых отнесено к его подследственности; использует гласных и негласных штатных и внештатных работников, соблюдая условия добровольности и конфиденциальности этих отношений; материально и морально поощряет лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании уголовных преступлений, отнесенных к его подследственности; принимает меры по возмещению нанесенного государству ущерба и вреда; обеспечивает возможности для конфискации средств и другого имущества, полученного в результате совершения преступлений; принимает меры для возвращения в Украину из-за границы средств и иного имущества, полученных в результате совершения уголовных преступлений, отнесенных к его подследственности; исключительно с целью осуществления своих полномочий имеет доступ как пользователь к информационным системам органов государственной власти, перечень которых устанавливается КМУ; организует обеспечение личной безопасности лиц рядового и начальствующего состава, госслужащих бюро и других определенных законом лиц, а также защиту лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, от противоправных посягательств и т. д.
К работникам Государственного бюро расследований относятся лица рядового и начальствующего состава, государственные служащие, работники, заключившие трудовой договор с Бюро. На службу, на конкурсной основе, в добровольном порядке (по контракту) принимаются граждане Украины, которые способны по своим личным, деловым и моральным качествам, возрасту, образовательному и профессиональному уровню (квалификационные требования, а также критерии профессиональной пригодности утверждаются директором Бюро) и состоянию здоровья эффективно выполнять соответствующие служебные обязанности. Назначение на должности осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, определенном директором на основе Типового порядка проведения открытого конкурса, утвержденного Кабмином. Кандидаты на должности, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят обязательную стажировку в ГБР сроком от шести месяцев до одного года. Следует также отметить, что законом установлено регулярное, но не реже одного раза в два года, прохождение работниками Бюро обязательного повышения квалификации, в т.ч. - по специальным программам за рубежом.
Парламентариями установлена граничная численность центрального аппарата и территориальных управлений Бюро – 1500 человек. При соотношении большого количества функциональных обязанностей и количественного состава будущего органа остается вопросом эффективность и в целом возможность его работы в нормальном режиме. Такое соотношение может с легкостью привести к коллапсу в новосозданном органе, вызванному большой загруженностью служащих.
Руководство деятельностью ГБР осуществляет его Директор, который часть своих полномочий реализует совместно с первым заместителем и заместителем. Требования ко всем трем должностям одинаковые: гражданин Украины; не младше 35 лет; высшее юридическое образование; стаж работы в области права не менее десяти лет (после получения высшего юридического образования); опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет; владение государственным языком; не является членом ни одной политической партии и/или организации, запрещенной законом или судом; имеет высокие моральные качества и безупречную репутацию; по состоянию здоровья способен выполнять соответствующие служебные обязанности. Директор, первый заместитель и заместитель назначаются сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать эти должности более двух сроков подряд.
Директор ГБР, его первый заместитель и заместитель назначаются на должности Президентом по представлению премьер-министра в соответствии с представлением комиссии по проведению конкурса на занятие должности. Участвовать в конкурсе могут лица, которые соответствуют вышеуказанным требованиям. Не позднее 30 дней со дня назначения на должность директор ГБР обязан подготовить стратегическую (на пять лет) программу деятельности бюро.
Директоры территориальных органов, руководители подразделений центрального аппарата Бюро назначаются на должность и увольняются директором ГБР по представлению конкурсной комиссии. Директор территориального органа, не позднее 30 дней со дня назначения на должность, обязан подготовить: годовую программу деятельности территориального органа, которая должна содержать в т.ч. и задачи, которые необходимо выполнить; объем и последовательность реализации задач территориального органа; меры сотрудничества с общественностью; приоритеты работы; критерии выполнения / невыполнения определенных задач и приоритетов.