Группой народных депутатов из разных фракций разработан законопроект №2254а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовной ответственности женщин)», который исключает возможность назначения совершившим уголовные преступления женщинам такого сурового вида наказания, как пожизненное лишение свободы. Несмотря на благие цели этого документа, эксперты утверждают, что при его принятии будет нарушен конституционный принцип равенства всех граждан перед законом.
Общий вывод Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия заключается в том, что проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовной ответственности женщин) не противоречит положениям Конституции Украины. Однако у экспертов Главного научно-экспертного управления ВР к этому документу есть замечания.
По их мнению, нельзя согласиться с предложением законопроекта о внесении в ч. 2 ст. 64 УК изменений, предусматривающих не применять наказание в виде пожизненного лишения свободы ко всем без исключения женщинам (а не только к женщинам, которые были в состоянии беременности во время совершения преступления или на момент вынесения приговора, как это предусмотрено действующей редакцией указанной статьи). Прежде всего, такое предложение несколько не согласуется с конституционным принципом равенства всех граждан перед законом.
Во-вторых, в законопроекте не учтено, что суд назначает наказание, учитывая степень тяжести совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. При этом, лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания будет недостаточен для исправления лица и предупреждения совершения им новых преступлений (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 65 УК).
Явно несправедливым, утверждают эксперты, выглядит назначение наказания только в виде лишения свободы на определенный срок женщине, которая, например, совершила умышленное убийство двух или более лиц на заказ и с особой жестокостью (п. 1, 4, 11 ч. 2 ст. 115 УК), тогда как мужчине для назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы достаточно совершить умышленное убийство при наличии хотя бы одного отягчающего обстоятельства, предусмотренного ч. 2 ст. 115 УК. Кроме того, в отличие от авторов проекта, эксперты утверждают, что число пожизненно заключенных женщин растет (в 2003 г. – 7, в 2005 г. – 11, в 2011 г. – 20, в 2012 г. – 21, в 2015 г. – 23), и все они отбывают наказание в Качановской исправительной колонии №54.
Нецелесообразным считают специалисты ГНЭУ и предложение проекта об исключении из абз. 4 ч. 2 ст. 18 УИК предписания о том, что «женщины, осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание в исправительных колониях среднего уровня безопасности». Утверждение инициаторов проекта в пояснительной записке, что «...число (таких женщин) не увеличивается уже в течение длительного времени. При этом, государство тратит значительные средства на содержание пожизненно осужденных женщин: для них построен отдельный участок, создаются специфические условия труда, тратятся значительные человеческие и финансовые ресурсы, что обусловлено необходимостью изоляции этой категории осужденных», не соответствуют действительности.
Не является справедливым, по мнению экспертов, и предложение проекта об исключении из абз. 3 ч. 2 ст. 18, абз. 3 ч. 1 ст. 150 и ст. 151-2 УИК ссылки на то, что «женщины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, могут отбывать наказание в секторах среднего уровня безопасности исправительной колонии минимального уровня безопасности». Содержание в одних и тех же уголовно-исполнительных учреждениях (которыми являются исправительные колонии минимального уровня безопасности) лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, и тех, кто осужден к лишению свободы на определенный срок, является нежелательным и нарушает принцип дифференциации исполнения (отбывания) наказания (ст. 5 УИК).
Таким образом, мнения представителей законодательной инициативы и экспертов в вопросе гуманизации наказания для женщин разошлись. Но данный вопрос действительно имеет две стороны медали. С одной стороны, инициаторы законопроекта правы в том, что цель наказания, в первую очередь, превентивная. Да и количество женщин, которые отбывают пожизненное заключение, по сравнению с мужчинами, не такое уж большое. Но, с другой стороны, предложения авторов законопроекта и в самом деле идут вразрез с принципом равенства граждан перед законом, и факт назначения наказания только в виде лишения свободы на определенный срок женщине, которая, например, совершила умышленное убийство двух или более лиц с особой жестокостью (а такие случаи бывают) выглядит несправедливым. Поэтому, прежде, чем гуманизировать наказания для женщин, нужно дважды подумать.