Отмена пожизненного заключения для женщин: проявление гуманности или нарушение Конституции?

09:15, 17 ноября 2015
Народные депутаты Украины предложили гуманизировать отбывание наказания в виде пожизненного заключения для женщин путем исключения возможности такого вида наказания. Для этого был разработан вышеупомянутый законопроект №2254а.
Отмена пожизненного заключения для женщин: проявление гуманности или нарушение Конституции?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Народные депутаты Украины предложили гуманизировать отбывание наказания в виде пожизненного заключения для женщин путем исключения возможности такого вида наказания. Для этого был разработан вышеупомянутый законопроект №2254а. По словам авторов, сегодня в Украине пожизненное наказание отбывают только 24 женщины, и их число не увеличивается уже в течение длительного времени. При этом, государство тратит значительные средства на их содержание: для них построен отдельный участок, создаются специфические условия труда, расходуются значительные человеческие и финансовые ресурсы, что обусловлено необходимостью изоляции этой категории осужденных.

В связи с этим, законопроектом предусматривается внести изменения в ч. 2 ст. 64 Уголовного кодекса, исключив возможность назначения такого сурового вида наказания, как пожизненное лишение свободы, женщинам, которые совершили уголовные преступления. А изменения в ст. 18, 150 и 150-2 Уголовно-исполнительного кодекса призваны привести его положения в соответствие с изменениями в УК и исключить ссылки на учреждения для содержания женщин, осужденных к пожизненному лишению свободы. Т.е. проект, по сути, отменяет пожизненное заключение для женщин как таковое.

С другой стороны, ст. 24 Конституции утверждает, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам. Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, которые дают женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям.

Как видно, основной закон говорит о равенстве прав женщины и мужчины. А если данный законопроект будет принят, то выходит, что этот принцип равенства нарушится, и положения данного закона будут противоречить Конституции Украины.

По этому поводу есть вывод Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия. В нем указано, что равенство людей – это фактическая, реальная одинаковость их социальных возможностей в использовании прав и свобод человека и в выполнении социальных обязанностей. В то же время, несмотря на объективно обусловленную, закономерную неодинаковость свойств, личных способностей, реальных возможностей каждого человека и особенность, уникальность индивидуальных условий его жизни, социальное неравенство, как неизбежный результат и проявление такой неодинаковости, может быть частично ослаблено, смягчено с помощью специальных мер (льгот или ограничений) со стороны государства и других субъектов общества.

Общепризнанный принцип равенства осужденных перед законом не означает равенства при назначении им наказания, условий его отбывания или в отношении к ним. В частности, учет особенностей этического характера, присущих конкретному лицу, уровень психического развития, а также психофизиологические особенности женщин, которые более уязвимы во взаимодействии с окружающим миром, чем мужчины, однозначно обусловливают целесообразность запрета на применение наказания в виде пожизненного лишения свободы женщин. Это не следует считать нарушением принципа равенства, установленного в ст. 24 Конституции Украины, поскольку ограничения в применении отдельных видов наказаний к ряду категорий лиц не является преимуществом или льготой. Подобные различия обусловлены спецификой лиц, отнесенных к категории уязвимых, что требует особого отношения как при назначении, так и при выполнении наказания в отношении них.

Конституционный Суд Украины в решении №15-рп от 02.11.2004 г. отметил, что правовое государство, считая наказание, прежде всего, исправительным и превентивным средством, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные целью меры (абз. 4 п. 4.2 мотивировочной части).

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики