2 ноября 2015 года при участии Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, прошел круглый стол по вопросу реформирования государственной службы в контексте всеохватывающей реформы государственного управления в Украине. К обсуждению были приглашены народные депутаты, представители Кабинета министров, а также другие национальные и международные эксперты.
В целом на заседании было обсуждено как проект Закона «О государственной службе», подготовленный Комитетом ко второму чтению и вопрос его имплементации, так и ряд других законопроектов, которые входят в систему реформирования публичного управления в целом.
Приметным был тот факт, что как представители законодательной, так и представители исполнительной власти объединились для решения сложной задачи – реформирования целой системы управления, первым шагом которой будет принятия Закона «О государственной службе».
Заместитель Председателя Верховной Рады Оксана Сыроид отметила, что работа над законопроектом «О государственной службе» была достаточно тяжелой и кропотливой: «Часто тем, кто над ним работал, приходилось бороться и над «собственными страхами», и над определенными предосторожностями. И фактически то, как работал Комитет, по-моему мнению, в условиях нынешнего созыва Верховной Рады, является уникальным прецедентом, потому что не так много законопроектов, которые прошли такую процедуру и такой прозрачный процесс обсуждения. Как по мне, законопроект должен быть принят безоговорочно. Он требует принятия. Будет ли достаточно принятия этого законопроекта для проведения реформы публичного администрирования? Я считаю, что еще очень много надо сделать».
Как заметил Глава Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко: «Когда в 2011 году был принят предыдущий Закон «О государственной службе», который так и не вступил в действие, существовал миф о том, что он требовал слишком много средств. Я думаю, что если мы посмотрим на суть вещей и на ту редакцию, которая была принята, то увидим, что Закон был далек от тех стандартов и подходов, которые исповедует Европейский Союз, и которые должны быть реализованы. И фактически именно это было главной причиной, почему законопроект не вступил в силу. Но мы учли все эти вещи при работе над нашим законопроектом».
По словам Председателя Представительства Европейского Союза в Украине Яна Томбински, реформа государственной службы - это один из ключевых фундаментных элементов изменений в Украине: «Этот законопроект разрабатывался при участии Международная экспертов таким образом, чтобы был учтен, в т.ч., и опыт других стран. Нет одного идеального образца, каким образом необходимо строить государственную службу и государственное управление. Государственная служба в каждой стране соответствует историческому развитию страны и наработке поколений. Нужно думать о том, что и как лучше всего может послужить Украине из того, что было уже отработано, протестировано, и таким образом можно избежать ошибок».
«Сегодня Украине крайне необходим закон, который будет определять основы государственной службы. Самое главное, что предложено этим законом - отделение политических и государственных функций», – отметил заместитель Главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив.
«За последний месяц Комитет сделал огромную работу и наработал, на мой взгляд, хороший законопроект. Государственная служба является важнейшим, но не единственным этапом реформы государственного управления. В каждой стране была своя история становления и путь, по которому они шли в реформе государственной службы и управления», – дополнила Министр Кабинета министров Анна Онищенко.
Как отметила Алена Шкрум: «Закон не решит всех вопросов. Однако, он позволит привлечь на государственную службу квалифицированных людей именно с помощью конкурсов. Такие кадры и будут выступать фундаментом неотвратимости изменений в государстве. Среди оснований законопроекта можно выделить три кита: открытые конкурсы, разграничение должностей на административные и политические, независимость и беспристрастность государственных служащих».
Подытоживая результаты круглого стола, можно отметить, что законодательная и исполнительная власть объединились с целью реформации не только государственной службы, но и публичного управления в целом. Принятия Закона «О государственной службе» будет выступать только первым шагом на пути этой реформы. Само по себе законодательное декларирование нормативного акта, как это было в 2011 году, не приведет к переменам. Позитивным моментом является тот факт, что все ветви власти это понимают и ставят перед собой задачу не просто его принятия, а имплементацию. Кроме этого, все понимают о сложностях, с которыми придется столкнутся в этом процессе. Это касается как фонда заработной платы, так и кадрового наполнения и личностей государственных служащих. Однако, на сегодняшнем этапе как законодатели, так и Правительство готовы идти на компромисс в решении этих вопросов. Немаловажным при этом является помощь международных экспертов, которые способствуют поиску такого компромисса, а также - избеганию определенных ошибок. Подробнее о самом Законе «О государственной службе» читайте в следующем номере.