16 октября исполняется год, как вступил в силу Закон Украины «Об очищении власти». Его принятию предшествовала большая работа по поиску компромисса между запросами общества о необходимости обновления государственных структур и фактическими возможностями государства провести это обновление с высокой эффективностью и минимальными затратами. Принятие этого нормативного акта, казалось, сдвинуло процедуру очищения власти с мертвой точки. Однако прошел год, а ожидаемых народными массами результатов практически не видно.
Своим мнением по этому поводу с «Судебно-юридической газетой» поделился первый заместитель Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец:
«Процесс люстрации однозначно показал свою эффективность, ведь лица, которые подпадают под запреты, на 10 лет лишены возможности быть причастными к управлению государством. Что касается люстрации судей, то там есть определенный сбой. Судьи сами оказывают препятствия. Так, Верховный Суд обратился в Конституционный Суд с представлением о конституционности Закона «Об очищении власти». Но вместе с общественным принуждением удалось достичь того, что процесс люстрации в судебной власти сейчас тоже начат (начали проходить проверку судьи ВСУ, а далее – и другие).
Вместе с Венецианской комиссией был проработан ряд изменений в Закон «Об очищении власти»: будет расширен круг субъектов, которые проходят безусловную проверку – люстрационные процессы будут направлены на те органы, которые касаются местного самоуправления (это обусловлено тем, что коррупционеры из государственного аппарата бежали в местные органы власти, поэтому после внесения изменений в Закон подпадут под люстрацию работники аппарата и секретариата местных советов), действие Закона будет расширено и на выборные должности (Законом нельзя ограничить право на участие в избирательном процессе, постольку оно является конституционным, но будет предусмотрена процедура, по которой лицо, желающее участвовать в местных или парламентских выборах, в своей биографии должно указывать, подпадает ли оно под люстрацию, и в случае, если подпадает, но эту информацию не укажет – это будет основанием считать, что оно подало недостоверные данные и должно быть снято с избирательного процесса. В случае же, когда лицо подпадает под люстрацию и честно об этом отметит – это будет основанием для общества самостоятельно принимать решение, отдавать ли за него голос.
Закон о люстрации – это не наказание, не ответственность административная или уголовная. Это то, о чем мы постоянно говорим с Венецианской комиссией. Не должен Закон подменять собой уголовный или административный кодекс. Это только право украинского государства определять, кто может быть на государственных должностях, а кто не может их занимать. Данным Законом нельзя бороться с коррупцией. Люстрационный процесс – это запрет на государственную службу. Борьба с коррупцией, в т. ч. в государственных предприятиях – это задача других структур и законов. Для этого нами был принят Закон об антикоррупционном бюро, в которое сейчас уже набрано руководство и в процессе набор детективов. На очереди Закон «О Государственном бюро расследований». Сейчас избирается на должность антикоррупционный прокурор. Завершается реформа прокуратуры. Все это – инструменты, направленные на борьбу с коррупцией, в т. ч. в государственных предприятиях. Они должны выявлять факты, когда руководители государственных предприятий являются коррупционерами. Но это не может быть задачей Закона «Об очищении власти», поскольку это разные процессы.»
Подробнее о годовых итогах действия в Украине Закона Украины «Об очищении власти» читайте в свежем номере «Судебно-юридической газеты».