Группа народных депутатов от разных фракций («БПП», «Народный фронт», «Батькивщина») зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №2133а, который значительно расширяет права Службы безопасности Украины, под названием «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления ответственности за совершенные правонарушения в сфере информационной безопасности и борьбы с киберпреступностью». В частности предусмотрено, что операторы телекоммуникаций обязаны на основании решения НКРСИ ограничивать доступ своих абонентов к ресурсам интернета, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону.
Заметим, согласно проекту операторы телекоммуникаций также обязаны предоставлять по требованию уполномоченного органа информацию о своих абонентах и потребленных / предоставленных ими / им услугах.
Законопроект также расширяет полномочия СБУ. В частности СБУ:
- будет обязана осуществлять контрразведывательную защиту информационного пространства Украины;
- сможет беспрепятственно получать доступ к информации, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах, информационных, информационно-телекоммуникационных, телекоммуникационных системах операторов и провайдеров телекоммуникаций, других субъектов, которые обрабатывают информацию в электронном виде, независимо от форм собственности, относительно потребителя, полученных при заключении договора, предоставленных телекоммуникационных услуг, в том числе полученных услуг, их продолжительности и содержания, маршрутов передачи, а также той, что передается и получается каналами команды реагирования на компьютерные инциденты СЕRT - UA и через возможности национального контактного пункта 24/7 , функционирующий в рамках Конвенции о киберпреступности.
Во избежание потери данных доступ к соответствующим ресурсам может быть заблокирован.
- проводить досмотр задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступления, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб их здоровью;
- по поручению следователя, прокурора проводить или участвовать в проведении процессуальных действий в уголовном производстве и выполнять постановления следственного судьи, суда о приводе подозреваемого, обвиняемого или свидетеля уголовного производства в порядке, предусмотренном УПК;
- проводить фотографирование, звукозапись, видеосъемку, дактилоскопию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, взятых под стражу, подозреваются или обвиняются в совершении уголовного преступления;
- проводить осмотр клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, органы, подразделения и сотрудники Службы безопасности Украины имеют право осуществлять на основании соответствующего контрразведывательного дела негласное обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица, аудио-, видеоконтроль лица, аудио-, видеоконтроль места, наблюдение за лицом, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей, наложение ареста на корреспонденцию, осуществление ее осмотра и выемки, установления местонахождения радиоэлектронного средства только за постановлением следственного судьи, постановлений по ходатайству руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя, без разглашения третьей стороне, а меры, не требующие разрешения следственного судьи, - без уведомления прокурора.
Также законопроектом к угрозам национальным интересам и безопасности Украины отнесены: угроза использования с террористической целью киберпространства; возможность втягивания Украины в вооруженные конфликты или в противостояние с другими государствами, в том числе из-за использования киберпространства; использование киберпространства для подготовки и осуществления вооруженной агрессии против Украины; использования СМИ, а также киберпространства для распространения культа насилия, жестокости, порнографии, пропаганды сепаратизма по этническому, языковому, религиозному и другим признакам; разглашение информации, составляющей государственную или иную предусмотренную законом тайну, а также служебной и конфиденциальной информации, направленной на обеспечение потребностей и национальных интересов общества и государства; ненадлежащий уровень надежности и защищенности национальной информационной инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций; несанкционированные действия, направленные на нарушение целостности и доступности государственных информационных ресурсов.