На этой неделе делегация народных депутатов Украины посетила Международный Уголовный Суд – первый и единственный в истории человечества постоянный международный суд, рассматривающий уголовные дела в отношении наиболее опасных военных преступников и назначающий им наказание, вплоть до пожизненного заключения. Об этом сообщил председатель Комитета ВРУ по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов.
Сергей Кивалов о международном правосудии:
На меня, как и на других членов делегации, большое впечатление произвело общение с Президентом, заместителем прокурора, экспертами Международного уголовного суда. Это высокопрофессиональные юристы, следующие в своей работе строгим профессиональным стандартам. Основная цель их работы – не допустить безнаказанности виновных в наиболее тяжких военных преступлениях, преступлениях против мирных граждан в ходе вооруженного конфликта. Санкции в виде лишения свободы, предусмотренные Римским Статутом, имеют верхний порог не в 15, как в Украине, а в 30 лет, предусмотрено и пожизненное заключение. В отличие от какого-нибудь национального суда, которому подобные дела в диковинку, для Международного Уголовного Суда, преступления связанные с вооруженным конфликтом – это его специализация, поэтому шансов избежать наказания у военного преступника, попавшего «в прицел» МУС, немного. Уже это – достаточно веская причина для любого командира или рядового участника конфликта на территории, подчиненной юрисдикции МУС, воздерживаться от применения оружия против жилых домов, беженцев и мирных жителей, убийства военнопленных и издевательств над ними, похищения людей и нарушений права частной собственности.
Это именно то, чего так не хватает сегодня в проблемных регионах Украины – стимула каждому неконтролируемому человеку с оружием воздерживаться от зверств и ненужного пролития человеческой крови.
Побывав в Международном Уголовном Суде, я и мой коллега, член Комитета Верховной рады по вопросам верховенства права и правосудия Виктор Пилипишин, еще раз убедились: для Украины было трагической ошибкой не ратифицировать Римский Статут сразу же после его подписания, в 2000 году. Случись все именно так, очень возможно, что не было бы расстрела людей на Майдане, Одесской бойни 2 мая, а трагические события на Востоке Украины или не произошли бы вообще, или не привели бы к таким ужасным человеческим жертвам.
Поэтому, в интересах Украины, в интересах граждан – максимально укреплять свое сотрудничество с Международным Уголовным Судом. И не только с ним.
Находясь в Гааге, наша делегация также посетила «Дворец Мира», где расквартирован Международный Суд ООН. С 1946 года он является одним из основных органов ООН, и главным арбитром в спорах между государствами относительно принадлежности территории, доступа к природным ресурсам, правомерности применения вооруженной силы и правовых последствий военных конфликтов. Украина уже выступала стороной в этом Суде: граница континентального шельфа и исключительной экономической зоны Украины и Румынии, проведенная Решением Международного Суда ООН 3 февраля 2009, оказалась наиболее надежной частью наших границ. И вот, уже в нынешнем году, Министерство юстиции Украины начало подготовку к передаче в Международный Суд ООН спора с Россией относительно Международной Конвенции о запрете финансирования терроризма. Одновременно, сообщается о подготовке другого иска, о возмещении материального ущерба, причиненного аннексией территорий; в качестве предварительной оценки убытков Украины фигурирует сумма в 1 триллион 80 миллиардов гривень. Международный Суд ООН сможет приступить к рассмотрению этих споров в 2015 году. Таким образом, судьба Украины в ближайшие годы будет теснее чем когда бы то ни было связана с Гаагой, которую, по причине высокой концентрации на ее территории международных трибуналов, называют «столицей международного правосудия».
Также, и во французком Страсбурге, в Европейском Суде по правам человека, находятся на рассмотрении два заявления Украины против России: по поводу аннексии Крыма и международно-правовой ответственности государства.
В государственном строительстве Украины, международное право, со всей очевидностью, выходит на передний план. И тому есть объективные причины
С позиции сегодняшнего дня, трудно понять, какими соображениями руководствовалось высшее руководство Украины и парламентское большинство первых лет независимости, отказываясь от ядерного и ракетного оружия, современной части боевой авиации в обмен на документ, никого ни к чему юридически не обязывающий и играющий исключительно протокольно-церемониальную роль. Или, почему финансовые ресурсы тратились на внешние атрибуты власти, вместо финансирования боеспособной армии? Наверное, мировой общественности жилось спокойнее, когда сосед уничтожил своё ядерное оружие. А для самой же Украины цена безядерного статуса обернулась слезами, кровью и бесконечными похоронами молодых украинцев.
Но, сделано то, что сделано. Сейчас власти надо думать и делать всё для того, чтобы вернуть мир и сделать правильные выводы из пережитого. Но, чтобы хотя бы частично вернуть утраченное, понадобятся десятилетия, качественное перерождение экономики, образа жизни и, главнейшее, - менталитета украинского народа.
Сегодня же, чтобы обеспечить на территории Украины правопорядок, уважение к человеческой жизни и собственности, государству придется преодолевать все новые и новые препятствия. С ними удастся справиться, лишь максимально задействовав все ресурсы цивилизованного мирового сообщества. Один из важных шагов на этом пути – максимально включить Украину в систему международного правосудия.
К счастью, за годы независимости в Украине накоплен немалый опыт международно-правовой практики. Подготовлено новое поколение сильных специалистов в области международного публичного права и международных отношений. На соревнованиях по судебному процессу, основанных на моделях Международного Суда ООН и Международного Уголовного Суда, украинские студенты, в том числе Национального университета «Одесская юридическая академия», показывают стабильно высокие результаты, оставляя позади большинство команд из «развитых европейских демократий». Пришло время, когда эти знания и опыт приобрели важное прикладное значение. Их нужно в полной мере поставить на службу стране. И государственная политика уже сегодня должна отражать эту необходимость.