Гигантов розничной торговли Украины обвиняют в сговоре, который спровоцировал рост цен на продукты. Как выяснил, Антимонопольный комитет расследовал ситуацию на этом рынке и обвинил компании в том, что они требуют от поставщиков оплаты дополнительного сервиса, а также увеличенной отсрочки платежей за товар.
Издание сообщает, что Антимонопольный комитет (АМКУ) подозревает 18 крупных продуктовых ритейлеров в сговоре, который вызвал подорожание продуктов питания в 2010-2011 годах в Киеве. Дело изучалось комитетом с мая прошлого года. Среди крупных сетей упоминаются «Сільпо» и «Фора» (обе – Fozzy Group), «АТБ-маркет», «Auchan», «Фуршет» и «Metro C&C». Всего на долю 18 компаний приходилось 80% розничного рынка Киева (на сентябрь 2011 года).
Комитет считает, что правила, установленные ритейлерами для работы с поставщиками, спровоцировали рост цен на продукты. В сообщении указано, что, по данным Госстата, на протяжении 2010-2011 годов индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. Тогда как в розничных сетях Киева увеличение цен на основные продукты питания доходил до 22-38%, а на некоторые продукты на 50-70%.
В ведомстве полагают, что подорожание было вызвано тем, что ритейлеры требовали от поставщиков выплат за различные услуги (реклама, бонусы и прочее), которые доходили до 5-10% от стоимости поставленного товара. Более того, компании требовали от поставщиков оплаты товара с отсрочкой, которая могла доходить до 120 дней. «Это фактически является беспроцентным кредитованием сетей за счет поставщиков», – считают чиновники.
Ритейлеры не согласны с претензиями в свой адрес. «Наша торговая сеть, как, думаю, и многие другие торговые сети, не повышала торговые наценки. Все изменения цен, которые происходили, были вызваны изменениями закупочных цен у поставщиков»,-подчеркнула глава отдела по связям с общественностью корпорации АТБ (сеть АТБ-маркет) Анна Личман.
В свою очередь, официально поставщики опровергают наличие таких требований от сетей. «Никогда не сталкивались с действиями ритейлеров, о которых говорит АМКУ. Наша компания работает с топ-10 крупными сетями и с каждой из них у нас абсолютно разные условия», -указал директор по работе с ключевыми клиентами компании Carlsberg Ukraine Валерий Числов.
Однако, менеджер одного из производителей продуктов питания на правах анонимности рассказал, что ряд требований и правда есть на рынке. «По этим правилам многие сети работают и сейчас. Например, в нашей компании маркетинговые отчисления составляют около 2 млн грн в год. Из них 50% затрат – это наши прямые договоры с сетями, еще 50% – это всевозможные негласные бонусы за продаваемый товар».
Тем не менее, доказать сговор комитету будет сложно, подчеркивают опрошенные юристы. «Сложность квалификации заключается в необходимости доказать согласованный характер таких действий. К тому же ведомству необходимо будет опровергнуть доводы компаний о наличии объективных экономических причин для поднятия цен». Скорей всего чиновники ограничится рекомендациями и обязательствами со стороны бизнеса по осуществлению определенных мер для устранения или недопущения в будущем нарушений.
Напомним, что 1 июля Антимонопольный комитет Украины оштрафовал Государственное территориально-отраслевое объединение Львовская железная дорога на 50 млн грн за злоупотребление монопольным положением на общегосударственном рынке услуг по предоставлению пассажирам в пользование комплектов постельных принадлежностей в вагонах поездов.