Государственная налоговая служба разъяснила, как определяется налоговый адрес и основное место учета физического лица – предпринимателя.
Государственная регистрация физического лица – предпринимателя (кроме тех, что получили статус электронного резидента (е-резидента), проводится в соответствии с нормами Закона Украины от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований») .
В Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований содержатся, в частности, сведения о местонахождении физического лица – предпринимателя (адрес места жительства, по которому осуществляется связь с физическим лицом – предпринимателем) (п. 5 ч. 4 ст. .9 Закона № 755).
Пунктом 45.1 НКУ определено, что налоговым адресом налогоплательщика – физического лица признается место его жительства, по которому он берется на учет как налогоплательщик в контролирующем органе. Налогоплательщик – физическое лицо может иметь одновременно не более одного налогового адреса.
Согласно п. 65.1 НКУ взятие на учет физических лиц – предпринимателей (кроме тех, кто приобрел статус электронного резидента (э-резидента) в контролирующих органах) осуществляется по налоговому адресу на основании сведений из ЕГР, предоставленных государственным регистратором согласно Закону № 755.
Взятие на учет осуществляется без представления каких-либо документов, в т.ч. документов, подтверждающих местожительство такого физического лица.
Следовательно, основное место учета и налоговый адрес ФЛП определяется по местонахождению, указанному в ЕГР.
При взятии на учет или после взятия на учет ФЛП контролирующие органы не проверяют данные о местонахождении ФЛП, полученные из ЕГР и не применяют штрафные (финансовые) санкции (штрафы) в ФЛП в случае обнаружения несоответствия полученных данных о местонахождении с ЕГР имеющимся данным о месте жительства физического лица
В то же время от налогового адреса – местонахождение ФЛП зависит место учета такого лица как налогоплательщика. Такой адрес и место учета налогоплательщика являются определяющими во многих других случаях, предусмотренных НКУ.
Так, например, налоговая декларация подается налогоплательщиком за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик. В большинстве случаев, определенных НКУ, заявления и другие документы по вопросам налогообложения подаются налогоплательщиком в контролирующие органы по налоговому адресу.
Уплата большинства налогов, единого взноса производится по месту налогового адреса.
По налоговому адресу налогоплательщика контролирующими органами направляются налоговые уведомления – решения, налоговые требования или другие документы по администрированию налогов, сборов, платежей, налоговому контролю, в том числе по вопросам проведения проверок, сверок, адресованные контролирующим органом налогоплательщику.
А в случае, если почта не может вручить налогоплательщику документ в связи с отсутствием по местонахождению, ненахождением фактического местонахождения налогоплательщика или по другим причинам, документ считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причины невручения.
Следовательно, следствием недостоверности данных о местонахождении может быть ненадлежащее исполнение обязанностей физического лица – предпринимателя, что, в свою очередь, может служить основанием для применения контролирующими органами штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к таким налогоплательщикам.
В связи с этим данные о местонахождении физического лица – предпринимателя (налоговый адрес) должны быть достоверными, изменение таких данных должно быть своевременно зарегистрировано в ЕГР.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.