В центры по предоставлению БПД участились обращения военнослужащих по поводу увольнения с военной службы во время действия военного положения.
Так, порядок прохождения гражданами Украины военной службы, их права и обязанности определяются Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе", положениями о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих, утверждаемыми Президентом Украины, и другими нормативно-правовыми актами.
Законом предусмотрены требования и основания, в частности, о призыве на военную службу, прохождении военной службы и увольнении с военной службы.
Основания для увольнения с военной службы определены статьей 26 Закона, в том числе во время действия военного положения в Украине, а именно:
а) по возрасту – в случае достижения предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья – на основании заключения (постановления) военно-врачебной комиссии о непригодности к военной службе с исключением из военного учета;
в) в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы или лишения воинского звания;
г) по таким семейным обстоятельствам или другим уважительным причинам (если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу):
в связи с воспитанием ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
в связи с воспитанием ребенка, больного тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, редкими орфанными заболеваниями, онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, тяжелыми психическими расстройствами, сахарным диабетом I типа (инсулинозависимым), острыми или почек IV степени, ребёнка, получившего тяжелую травму, нуждающегося в трансплантации органа, нуждающегося в паллиативной помощи, подтверждаемой документом, выданным врачебно-консультативной комиссией учреждения здравоохранения в порядке и по форме, установленными центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующее государственная политика в сфере здравоохранения, но которой не установлена инвалидность;
в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за больной женой (супругом), ребенком, а также родителями своими или жены (супруга), что подтверждается соответствующим медицинским заключением медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения;
в связи с наличием жены (супруга) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей жены (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы;
в связи с необходимостью осуществления опеки над лицом с инвалидностью, признанным судом недееспособным;
в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за лицом с инвалидностью I группы;
в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за лицом с инвалидностью II группы или за лицом, по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
военнослужащие-женщины – в связи с беременностью;
военнослужащие-женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста;
один из супругов, оба из которых проходят военную службу и имеют ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
военнослужащие, самостоятельно воспитывающие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
пребывания на содержании военнослужащего трех и более детей младше 18 лет.
Следует отметить, что военнослужащие, указанные в пункте "г" ст. 26 Закона (подпункты 1-7, 11), по собственному желанию могут продолжать военную службу по месту жительства.
При наличии предусмотренных Законом оснований увольнение возможно на любом этапе прохождения военной службы.
Военнослужащим, желающим уволиться с военной службы, следует подать рапорт и документы, подтверждающие основания увольнения, непосредственному командиру в порядке подчиненности.
Командир после рассмотрения и удовлетворения рапорта передает его дальше своему непосредственному командиру с отметкой о ходатайстве по соответствующего вопроса. И так далее командиру воинской части или другого должностного лица, наделенного правом решать вопросы по существу.
Иногда есть случаи, когда командир, несмотря на наличие законных оснований для увольнения с военной службы, отказывается принимать рапорты об увольнении с военной службы или отказывается рассматривать их. В случае непринятия, нерассмотрения или неудовлетворения рапорта непосредственным командиром необходимо подать рапорт старшему командиру с объяснением причин такой подачи. И так должностному лицу, которое наделено правом увольнения подчиненного военнослужащего со службы или отмены решений предыдущих командиров. Рапорт должен дойти до последнего звена с ходатайствами прямых командиров (начальников) или обоснованием их отсутствия.
В рапорте на увольнение с военной службы следует отметить:
1) основания увольнения с военной службы;
2) мнение военнослужащего о желании/нежелании проходить службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины по соответствующей военно-учетной специальности;
3) согласование на исключение из списков личного состава воинской части;
4) районный (городской) территориальный центр комплектования и социальной поддержки, в который должно быть направлено личное дело военнослужащего.
Лица, освобожденные от военной службы, обязаны в пятидневный срок прибыть в районные (городские) территориальные центры комплектования и социальной поддержки (военнообязанные Службы безопасности Украины – в Центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины) по месту жительства для взятия на военный учет.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.