Публичная информация – это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, полученная или созданная в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, или находящаяся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации
Центр по предоставлению БПП разъяснил, изменился ли доступ к публичной информации в условиях военного положения.
В Законе «О доступе к публичной информации» в Украине провозглашена и действует презумпция открытости информации.
Что это значит?
Это означает, что публичная информация открыта, однако в случаях, определенных законом, доступ к ней не предоставляется, если она отнесена к информации с ограниченным доступом.
Следует заметить, что Закон Украины «О правовом режиме военного положения» НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ прямой возможности устанавливать какие-либо запреты или ограничения по рассмотрению запросов или обнародованию публичной информации (исключение об обязательности обнародования проектов решений органов местного самоуправления). Однако, в условиях военного положения некоторые конституционные права и свободы граждан могут ограничиваться, в том числе и право на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации любым способом.
В каких случаях возможно ограничение доступа к информации?
Ограничение должно происходить в соответствии с положениями ст. 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации», то есть при совокупности следующих требований:
Запрос на информацию
Запрос на информацию – это просьба лица к распорядителю информации предоставить находящуюся в его владении публичную информацию. Запросник имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса. Запросы могут подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) по выбору запросчика.
Запрос на информацию должен содержать:
1) имя (наименование) запросчика, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;
2) общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, по которому сделан запрос, если запросчику это известно;
3) подпись и дату при условии подачи запроса в письменной форме (часть 5 ст. 19 Закона Украины "О доступе к публичной информации").
Срок рассмотрения запроса распорядителем информации – пять рабочих дней со дня получения запроса.
Что делать, если у человека из-за инвалидности или ограниченных физических возможностей нет возможности подать письменный запрос?
В таком случае его должно оформить ответственное лицо по вопросам доступа к публичной информации, обязательно указав в запросе свое имя, контактный телефон, и предоставить копию запроса подавшего его лицу.
Нужно ли платить за получение ответа на запрос публичной информации?
Информация предоставляется бесплатно, но в случае, если подготовка ответа предусматривает изготовление копий документов в объеме более 10 страниц, необходимо возместить фактические расходы на копирование и печать (ст. 21 указанного Закона).
Распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса согласно ст. 22 Закона Украины «О доступе к публичной информации» в следующих случаях:
Как понять, можно ли отказать в запросе?
1 ШАГ – распорядителю информации необходимо выяснить, к какой категории информации с ограниченным доступом принадлежит тот или иной документ (информация с ограниченным доступом может быть конфиденциальной, тайной или служебной).
2 ШАГ – установив интерес, подлежащий защите, в дальнейшем распорядитель должен объяснить в чем будет существенный вред этим интересам.
3 ШАГ – распорядитель обязан выяснить, каким образом существенный вред указанным выше интересам будет превалировать общественный интерес в доступе к той или иной информации.
Был отказ и как действовать в этом случае?
Если ваш запрос проигнорировали или отказали в ответе на него, рекомендуем обращаться к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Жалобы можно отправлять по электронному адресу [email protected] или через онлайн-форму, размещенную по ссылке.
От распорядителя всегда следует получать разъяснение причин отказа. Распорядитель информации не лишается даже в условиях военного положения обязанности обоснования правомерности ограничения в доступе к публичной информации. В то же время, такой вывод должен быть мотивирован и отражать реальную причинно-следственную связь между разглашением информации и существенным вредом, который может быть причинен.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.