Облгазы и облгазсбыты норовят заставить потребителя платить за газ больше. Эксперты консультационного центра «ГазПравда» собрали примеры самых распространенных проблем и дали советы, как потребителям отстоять свои права.
1. В платежке появился непонятный коэффициент
Недавно в платежках появился коэффициент приведения к стандартным условиям. Отметим, что газ при транспортировке изменяет свой объем под действием температурных режимов. Зимой он сжимается, поэтому счетчик показывает заниженное потребление. Поэтому облгазы и решили использовать корректирующие коэффициенты. Однако они не учли, что потери газа от неприведения к стандартным условиям уже учтены и заложены в тариф, который платит каждый потребитель.
Исходя из этого, такие доначисления незаконны. Об этом четко сказано в постановлении Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, от 23 ноября 2018 года. Приписывая коэффициенты приведения к стандартным условиям, облгазы ссылаются на приказ Министерства энергетики и угольной промышленности №116 от 26.02.2004 года. Но он действует только для промышленных потребителей.
Поэтому потребителю, во-первых, нужно платить только за фактически потребленный объем газа. Во-вторых, незамедлительно обратиться с претензиями в облгаз и облгазсбыт. Важно направить претензии в обе компании, поскольку объем потребленного газа для платежек рассчитывает облгаз, а сам счет выставляет газсбыт. Параллельно с этим нужно направить жалобу в НКРЕКУ, где указать, что газовщики не придерживаются лицензионных условий и оказывают потребителю некачественные услуги (в соответствии со ст. 21 Закону Украины «Про НКРЕКУ»). Если газовые компании откажут в удовлетворении претензии, не проведут перерасчет и продолжат приписывать корректирующие коэффициенты, тогда потребителю нужно подавать в суд на их действия.
2. В квитанции указан рекомендованный платеж
Понятия «рекомендованный платеж» не существует ни в одном нормативном документе. Это самодеятельность газовых компаний. Оплачивать нужно только фактически потребленный объем газа за предыдущий месяц.
3. Платежка за газ не пришла
Если платежка за газ не пришла, это не означает, что можно не платить. Иначе возникнет долг и будет начислена пеня. Особенно это важно понимать для субсидиантов, поскольку при накоплении долга в будущем они рискуют лишиться денежной помощи от государства. В этой ситуации необходимо посчитать потребление самостоятельно и заплатить по реквизитам из квитанции за прошлый месяц. Если квитанция не сохранилась, то следует уточнить реквизиты в отделении Укрпочты или банка, в котором оплачиваете.
4. Субсидии больше нет в платежке
Субсидия больше не вносится в платежки за газ. Потребитель получает ее деньгами на руки, после чего из этих денег оплачивает счет за газ.
5. Если есть остатки немонитезированной субсидии
В марте потребители должны заплатить деньгами разницу между потреблением и остатками на счетах. Если этого не происходит — направляйте соответствующий запрос в облгазсбыт с требованием учесть оставшиеся средства при расчете платы за потребленный газ.
6. Завышенные нормы потребления газа
Потребители газа без счетчиков оплачивают за потребленный ресурс по нормам. Любые доначисления по нормам потребления «задним числом» за предыдущие месяцы являются незаконными. Если в платежке сумма за газ рассчитана на основе более высоких норм, потребитель сам в праве обозначить и оплачивать тот объем, который он считает обоснованным. Если же оплата произошла по завышенным нормам, должен быть проведен пересчет. Для этого нужно написать соответствующее заявление в облгаз и облгазсбыт.
7. Есть желание поставить индивидуальный счетчик
Каждый потребитель газа имеет право пользоваться индивидуальными счетчиками. Более того, оплата этого прибора уже заложена в тариф, а значит потребитель не должен ничего платить за его установку.
8. Счетчик вернули — он стал работать некорректно
Газовая служба снимает прибор учета, поверяет его, устанавливает обратно. При этом у пользователя появляются подозрения, что счетчик работает некорректно, поскольку он стал показывать большее потребление газа без видимых на то причин.
Потребитель при обоснованных подозрениях на некорректную работу счетчика имеет право инициировать внеочередную поверку счетчика, которая проводится специализированной метрологической организацией.
9. Резко выросли показатели потребления газа
Бывает и так, что за несколько месяцев потребление газа увеличивается в 2-3 раза. Эта проблема характерна в основном для многоквартирных домов, где нет индивидуальных счетчиков — только общедомовые. В такой ситуации нужно понять, почему дом стал потреблять больше газа. Для этого необходимо написать заявление в облгаз и облгазсбыт с требованием разобраться в причинах резкого увеличения объемов потребления. Возможно, в доме установлено незарегистрированное газовое оборудование. Представители газовых служб обязаны провести такую проверку.
10. Вы платите за газ, но его вдруг не стало
Несогласие потребителя платить с учетом незаконных коэффициентов приведения к стандартным условиям или завышенных норм может привести к тому, что ему без предупреждения перекроют газ. Часто с такой проблемой сталкиваются жители частных домов. Такие действия газовых компаний незаконны. Оператор газораспределительных сетей имеет право беспрепятственно получить доступ к земельному участку и другим объектам, где расположена газораспределительная система, чтобы обеспечить ее исправную работу.
Если же речь идет об отключении газа, то газовщики обязаны заранее уведомить об отключении потребителя. Кроме того, попасть на частную территорию представители газовых служб имеют право также после предупреждения собственника.
Если этого не произошло и газ отключили без уведомления, необходимо связаться с диспетчерской службой газа 104 и выяснить ситуацию. Также у потребителя есть право обратиться в полицию по факту незаконного проникновения на частную территорию. Если есть подтверждение, что газ перекрыли газовые службы, нарушив при этом нормы проведения такой процедуры, это повод написать жалобу в НКРЕКУ о нарушении.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что НАК "Нафтогаз Украины" в апреле предложил бытовым потребителям газ, не устанавливая максимально возможную торговую наценку поставщика, разрешенную законодательством. Потребитель будет платить на 2% меньше.
Также глава Нафтогаза сообщил, что цена на европейском рынке за последние месяцы снизилась настолько, что с апреля украинские газовые трейдеры, вероятно, будут предлагать газ по цене более низкой, чем текущая цена, установленная для населения в постановлении о ПСО.
Помимо этого, сообщалось, что появилось приложение для проверки счетов за коммунальные услуги.