С каждым годом жилфонд Украины все больше снашивается и требует реконструкции. Однако правительство еще не разработало единой программы реновации. Об этом сообщают «Українські новини».
По официальной информации Минрегиона, на конец 2017 г. в Украине более 50% жилого фонда устарело и нуждалось в реконструкции, а 7,5% (75 млн м кв) и вовсе непригоден для жизни.
Все дело в том, что у каждого здания, в зависимости от типа постройки, есть срок эксплуатации. Например, капитальные дома с каменными и кирпичными стенами могут прослужить больше 150 лет, дома из шлакоблока всего около 70 лет, а вот деревянные и брусчатые живут и вовсе не больше 50 лет. Украина активно застраивалась многоэтажками в 50-70-х годах прошлого века, поэтому сейчас в стране массово заканчивается срок эксплуатации у хрущевок того времени.
Только в Киеве насчитывается около 3,2 тысячи таких объектов, которые необходимо реконструировать, это преимущественно хрущевки и сталинки.
Согласно закону, который был принят еще в 2006 г., чтобы начать реконструкцию жилого дома, нужно получить согласие 100% жителей.
Даже в Киеве не раз появлялись списки домов, которые подлежат немедленной реконструкции, но дальше бумаги эта затея не пошла, т.к. сложно представить, где можно найти такой дом, в котором все жильцы единогласно проголосуют за реновацию.
Добиться согласия от всех жильцов многоквартирного дома абсолютно не представляется возможным. Но, помимо необходимости 100% согласия, в действующем законодательстве есть немало других нюансов. Конфедерация строителей Украины отмечает, что главными вопросами остается отсутствие четкой процедуры реновации и гарантий для всех сторон.
С отселением жильцов в другие дома также есть немало проблем. Например, им нужно предоставить условия не хуже тех, которые были, а также поселить недалеко от первоначального места жительства.
Чтобы решить такие спорные моменты, в Минрегионе начали разрабатывать новый законопроект, который должен исправить сложившуюся ситуацию. В новой редакции вносят норму, по которой для реконструкции нужно будет получить согласие только 75% жильцов.
Сейчас у Кабмина есть два варианта, как исправить проблему с устаревшим жилфондом: начать массово сносить дома, либо же заняться реконструкцией. Второй вариант обойдется властям куда дешевле, к тому же в таком случае можно будет привлечь инвесторов и дополнительное финансирование.
На данный момент отсутствует четкий и прозрачный механизм выбора инвестора, который будет заниматься реконструкцией. А также пока решается, откуда будут привлекаться деньги: из государственного и местных бюджетов или же это будут частные капиталовливания.
Ситуация осложняется и тем, что если с применением государственного кредитования будет проведена термомодернизация (комплекс энергоэффективных мероприятий) хотя бы одного дома из микрорайона устаревшего жилфонда, то сделать после этого комплексную реконструкцию всего микрорайона будет нельзя.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что 31 августа вступил в силу Порядок проведение технического обследования и принятия в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1 ), построенные на земельном участке соответствующего целевого назначения без разрешительного документа на выполнение строительных работ, утвержденный приказом Минрегиона от 3 июля 2018 года №158. Порядок разработан во исполнение Закона №2363 о «строительной амнистии», который вступил в силу еще в апреле 2018 года.
Кроме того, мы писали, что адвокат рассказал о том, как проверить юридическую чистоту квартиры при сделке купли-продажи.