После оглашения внешней комиссией результатов конкурса на руководящие должности в Государственном бюро расследований разгорелся скандал. Директор ГБР Роман Труба обратился в Национальное антикоррупционное бюро, чтобы дополнительно проверить 27 победителей конкурса на руководящие должности ведомства. Такое решение стало реакцией на информацию в СМИ о возможной недобросовестности отдельных кандидатов. Также, по его мнению, неправильно, что внешняя комиссия, которая формируется из представителей от политических институтов, проводит конкурс на 170 должностей руководящего состава ГБР.
В эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» первый замдиректора Государственного бюро расследований Ольга Варченко рассказала, почему победителей конкурса внешней комиссии нельзя отправить на проверку в НАБУ, а также почему работу внешней комиссии нелогично ставить под сомнение.
«Считаю, что с нашей стороны будет неправильно и даже нелогично критиковать действия внешней комиссии. Во-первых, мы не политики, а юристы, и должны быть аполитичны.
Кроме того, необходимо руководствоваться законом, а не какими-либо политическими интригами, сплетнями или манипуляциями. Внешняя комиссия, как прописано в Законе «О Государственном бюро расследований», выбирает победителя и может провести повторный конкурс на эту должность в двух случаях: если человек не отвечает квалификационным требованиям или не проходит специальную проверку, предусмотренную законами «О предотвращении коррупции» и «Об очищении власти».
Насколько известно, одно из первых требований, которое было определено еще при объявлении конкурса — предоставить сведения о прохождении проверки по люстрационному закону. Второе — квалификационные требования. Внешняя комиссия к первому этапу конкурса проверяла всех на соответствие этим критериям. Нельзя сейчас дописать в квалификационные требования «отсутствие дискредитирующих публикаций в СМИ».
Поэтому в данном случае алгоритм действий следующий. Когда комиссия объявила победителей, они должны пройти специальную проверку. Если кандидат ее пройдет, он должен быть назначен. И у нас нет правовых оснований не назначить его, независимо от того, нравится он нам или нет. По закону все кадровые решения принимаются руководством Бюро коллегиально.
В дальнейшем мы будем выяснять эти вопросы в рабочем режиме. Все работники раз в год проходят полиграфическое исследование. Управление внутреннего контроля также будет мониторить их работу, образ жизни и добропорядочность», — подчеркнула она.
Также Ольга Варченко коснулась недавних событий, когда собирался Совет общественного контроля при ГБР.
«Помощь Совета общественного контроля (РГК) при ГБР была бы очень важна и полезна. Но не на этапе, когда уже известны победители, а на этапе, когда конкурс только объявляется, когда еще каким-то образом можно повлиять на решения внешней комиссии, сказать, что определенный кандидат недобропорядочен, по нему есть уголовные производства, или он нарушал права граждан. Это будет реальная помощь, а не просто лозунги. А когда люди уже выбраны, что может сделать РГК? Ничего», — отметила она.
Относительно инициативы по проведению НАБУ проверки победителей, выбранных внешней комиссией, Ольга Варченко считает, что для проверки победителей в НАБУ отсутствуют какие-либо правовые основания.
«Спецпроверка проводится законодательно определенными органами и при необходимости привлекаются другие.
Но, по моему мнению (это, собственно, мое субъективное мнение), если кандидат не прошел специальную проверку в НАПК, и НАПК установило, что у него есть существенные нарушения в декларации, скрытые состояния, недостоверные сведения, тогда уже надо подключать НАБУ, которое будет реагировать в соответствии с требованиями действующего УПК. Тогда в этом будет реальная помощь.
Пока мы не можем просить НАБУ проверять этих кандидатов. Во-первых, последние не давали нам согласия проводить такие проверки по ним. Во-вторых, эта проверка ничем не предусмотрена. В-третьих, у нас существует все же конфликт интересов по этому поводу, поскольку работники НАБУ — это субъекты, по которым мы по закону должны проводить досудебное расследование и оперативные разработки.
Направляя на проверку в НАБУ кандидатов, например, весь наш оперативный блок: это и руководители так называемого отдела наружного наблюдения, оперативных разработок, управления внутреннего контроля и т.п., мы сами даем этих людей в руки другому оперативному подразделению. Соответственно, мы способствуем возникновению и реализации «оперативного интереса» наших потенциальных работников. Любой правоохранитель, который в этом разбирается, скажет вам, что это абсурд», — подчеркнула она.
«Наша задача — не медлить с принятием решений. В данной ситуации, не назначая людей, мы нарушаем их права и замедляем запуск ГБР», — подытожила Ольга Варченко.