В первый класс с этого года начнут набирать по новым правилам. Однако у родители малышей все еще остается ряд вопросов. Эксперты образовательной реформы дали ответы на некоторые из них, передает «24 канал».
До конца мая в школах Украины продолжается набор первоклассников. Отбор будет происходить по новым правилам – без экзаменов для малышей и по территориальному принципу.
Больше всего родителей будущих первоклассников волнует возможность выбирать школу и учителей. А также – качество подготовки школ к обучению первых классов по новой программе.
Вот что рассказали родители и родственники будущих школьников.
Ирина Шевченко, Запорожье:
«У меня двоюродный брат идет в первый класс, обычная школа на районе. Именно в той местности школ мало, а район густонаселенный. Много высоток плюс частный сектор. Так через новую систему приема появилась проблема – детей много, а помещений нет. Набирают три класса по 36-40 человек. Родители просят, чтобы разделили на четыре, но просьбы не помогают. Говорят, нет свободных классов.
Еще там же вводят, что дети должны отдыхать, не долго сидеть за партами. Так вот из-за этого тоже проблемы. Детей, опять же, много, и в классе некуда ставить для них «лежанки».
Дмитрий Васильев, Киев:
«Система приема правильная, но не доработанная. Надо: первое – две-три, но не одна закреплена школа за территорией обслуживания, для выбора. Второе – подавать документы нужно разрешить до 4 школ, но во всех школах сообщить о выборе одной из школ и зачисления туда. Третье – должен быть единый электронный реестр первоклассников города, общин, ОТГ".
Выбор школы, права и возможности
Сопредседатель Общественного объединения «Родители SOS» Алена Парфенова отметила, что радикально подходы к приему первоклассников новый порядок не изменил. Так и раньше за каждой школой была закреплена территория обслуживания.
«И раньше была такая практика, что в лучшие школы, по представлениям родителей, потому что там или материально-техническое оснащение, или хорошие показатели ВНО, было много желающих вступить. И это породило так называемые "вступительные поборы". Вступление в «лучшие» школы измерялось суммами от 1000 гривен до 5000 долларов. Поэтому эту практику надо прекращать», – отметила она.
Поскольку родители декларировали свое место жительства, а школы проводили тестирование для 6-летних детей. И таким образом уже на этапе этих тестирований, общаясь с родителями, им говорили: «Ваша Маша недостаточно хорошо подготовлена к школе, но если вы...» – и там уже вариации – «...то мы готовы взять ее в нашу школу».
Этим порядком министерство дало возможность всем детям попасть в ближайшие школы. По словам Парфеновой, например, в Киеве Оболонский, Печерский, Шевченковский районы страдали от того, что родители живут напротив школы, но там вступление стоит 10 тысяч гривен, и они вынуждены ребенка куда-то возить. Теперь же достаточно подать документы и иметь уверенность, что зачислены в школу.
«Право первоочередного зачисления не запрещает подаваться на свободные места в любую школу. И на этапе свободных мест будет жеребьевка. В мире этот способ распространен. Но для Украины этот способ необычный. Вместе с тем в Соединенных Штатах прекрасно живут с этой практикой, это достаточно прозрачно. В штате Калифорния, где место регистрации не имеет значения, вы там машину можете взять в кредит и никто про регистрацию не спросит. Но поступление в школу там – исключительно по месту регистрации»,– уточнила эксперт.
Эксперт РПР, депутат Киевсовета Наталья Шульга объяснила, что не стоит делать прямой связи между новым порядком приема в 1 класс и уменьшением взяточничества в школе.
«Мы скорее следовали потому, что абсурдно сдавать экзамен перед первым классом и отбирать на основе экзаменов детей. Цель первого класса – научить детей базовым навыкам и знаниям, как чтение, письмо, счет, основы логики, наблюдательности и тому подобное», – уточнила она.
Сопредседатель ОО «Родители SOS» Елена Бондаренко также отметила, что новый порядок не ограничивает выбор школ. Он дает право родителям, которое они имели до сих пор, но оно игнорировалось, иметь гарантированное место в школе, ближайшей к их дому. Но это совсем не ограничивает право родителей выбирать любую школу в городе, своем или другом, в любом конце страны.
«В прошлые годы они так же имели право подавать документы в другие школы, только сейчас разница в том, как будут отбираться эти дети. Раньше это были конкурсы. Мы перекладывали всю ответственность за вступление в школу на детей – как они умеют говорить, считать, сколько денег родители вложили в их подготовку. Фактически ребенок приходил в первый класс, уже пройдя программу и второго, и третьего. Определенную роль в поступлении в школу играла и возможность родителей заплатить взносы. Таким образом отбирали не только лучше подготовленных детей, но и более платежеспособных родителей. Теперь отбор будет происходить сугубо по жеребьевке», — пояснила Елена Бондаренко.
Главное, что меняет этот порядок – родители приходят в школу не просителями «возьмите, пожалуйста, мы ребенка подготовили, мы заплатим», исключаются эти зависимые отношения. Когда родители по месту регистрации обращаются – их обязаны принять. По результатам жеребьевки так же родителям не надо будет унижаться, как оно выпало – так и будет.
Жеребьевка и страхи
У нас в стране к жеребьевке относятся плохо, констатировала Елена Бондаренко. К самому слову и процедуре.
«Я их понимаю. Но при подготовке документа проверялись множество вариантов, каким может быть этот отбор, чтобы исключить из него фактор подготовки ребенка и финансы родителей. Изучали опыт других стран. Мы предлагали вариант, который легко проверить – по возрасту. Но уполномоченная по правам человека сказала, что это дискриминация по возрасту. И из того, что в рабочей группе нам уполномоченное предлагала, – живая очередь. Этот вариант даже не стоит рассматривать. Как и когда родителям становиться в эту очередь? Как же люди с инвалидностью, если кто-то не успеет на коляске быстро примчаться? Для меня это какое-то варварство», – рассказала эксперт.
Бондаренко согласилась, что лучше было бы делать реестр и электронная жеребьевка. Но пока не успевали все это сделать. В последующие годы эти варианты будут прорабатываться, чтобы усовершенствовать процедуру.
«Сергей Горбачев прописал процедуру жеребьевки, учитывая по максимуму все возможные претензии. Мы изучали и опыт УЕФА с замороженными шариками во время жеребьевки, и художественные фильмы про фокусников, чтобы понять, как эта процедура должна происходить, чтобы исключить махинации. Мы посетим процедуру жеребьевки в нескольких школах, чтобы учесть недостатки и усовершенствовать процедуру», – пообещала эксперт.
Алена Парфенова отметила, что на самом деле возможны варианты, как обойти жеребьевку: «Нам некоторые «фокусники» уже показали это. Например, шарики с нужными номерами кладут в холодильник, соответственно, они на ощупь – холоднее. Но в порядке прописано, что каждый будет вытаскивать эти шарики. Сам барабан должен быть прозрачным». Но – подчеркнула эксперт – идея в том, что родители сами будут заинтересованы в этой прозрачности. Также, поскольку это публичное мероприятие, никому не запрещено осуществлять любую фиксацию этого процесса.
Как проконтролировать школу на предмет готовности
У нас идет не только реформа образования, а касательная ко всем остальным – реформа децентрализации, напомнила Наталья Шульга. Это означает, что 60% своих налогов территория получает обратно, для распоряжения местной общиной. И сама община должна требовать от своих депутатов советов и государственных администраций придерживались приоритетов, которые определены на этот год – начальная школа и профессионально-техническое образование.
Они должны предусматривать бюджеты для них не только на этот год, но и на другие годы. Например, в Киеве от государственного бюджета мы получили на начальную школу 52 миллиона гривен, из бюджета Киева – еще 56 миллионов, и еще до 10-15 миллионов предусмотрели корректировку. Это позволяет нам закупить специальные столы, потому что это уже не традиционные парты. Мы переходим к пространству-трансформеру, а для этого, действительно, нужны другие мебель и возможности, – уточнила Шульга.
И когда говорят, что набрали больше детей, чем мест, то это задача директора и педагогического коллектива, в котором все должны пройти специальные курсы повышения квалификации и переподготовки, акцентировала эксперт.
«И количество детей теперь не имеет значения. Принципиальное значение теперь имеет организация пространства. Потому задача коллектива учителей – максимально использовать площади школы, делать из них трансформеры, отойти от парадигмы классно-урочной системы. Возможности, подсказки и методологии этого – выкладываются и на сайте EdEra, і на сайте НУШ. И учителя, которые заинтересованы в качестве своего преподавания, могут взять оттуда большое количество полезного материала», – пояснила Наталья Шульга.
Алена Парфенова напомнила, что у нас много школ сейчас часто неэффективно с точки зрения организации учебного процесса используют помещения – сдают классы или другие помещение в аренду, например, или устраивают какие-то тематические выставки, музеи и тому подобное. Все это можно переформатировать и создать нужные учебные классы.
Политические и экономические проблемы поступления в 1 класс
Елена Бондаренко согласилась, что в процессе реформирования образования еще есть над чем работать. Потому что это именно процесс. Есть недостатки и в отношении распределения закрепленных территорий. Например, в центре, где нет жилых домов, а есть много школ.
Родители возмущаются, что школа рядом, а закрепили за школой, которая дальше. Я понимаю, почему. Но родители недовольны, и они имеют на это право. Просто сейчас управление образования должно думать наперед. Например, школы, которые в центре должны быть больше ориентированы на старших детей, которые могут ради какого своего профиля ездить чуть дальше. Все будет зависеть от того, как управление образования, несмотря на новый закон и потребности населения, будет переформатировать школы, – объяснила она.
Есть и другая проблема – у нас нет реестра первоклассников, а родители без подтверждения места жительства требуют устроить ребенка в школу. Поймите и местную власть, отметила Бондаренко: «Инфраструктура разрабатывается для количества жителей, о которых власть знает. Если исходить из статистики, сколько детей зарегистрировано в Киеве, то можно закрыть две трети киевских школ. Но они все будут заполнены. И так проблема поступления в первый класс оказалась политической, экономической, это выявило проблему регистрации, неуплаты налогов и тому подобное».
В меньших городах, добавила эксперт, с этим проблем нет, но там есть проблема, что этот порядок просто не хотят выполнять. Вот есть гимназия, и туда так же будет конкурс в первый класс, например, как в Каменском. Неделю назад нам мама оттуда писала, что в гимназиях и лицеях оставили конкурсный отбор. Но – новый порядок уже официально утвержден. И теперь будет проводиться соответствующая разъяснительная работа.
Алена Парфенова рассказала, что есть надежда, что уже в следующем году заработают реестры учета детей дошкольного возраста, что позволит аналитическое планирование, и процесс отбора в школы будет происходить еще более прозрачно.