Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Для качественного судебного разбирательства и процедуры проведения судебных процессов могут создать «Персональный онлайн-кабинет», который упростит доступность к данным по рассматриваемым делам. Также сторонам и участникам процесса будет доступна информация по судебному разбирательству.
Так, 6 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5498 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания и функционирования в судах электронной системы «Персональный онлайн-кабинет»)».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Македон.
Проблемы судебной практики в Украине
Необходимость принятия данного законопроекта возникла после изучения ряда проблем, которые в течение длительного времени являются актуальными и нерешенными в судебной системе Украины.
Одной из таких проблем является соблюдение разумных сроков рассмотрения судами дел, гарантированных Конституцией Украины, и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которой установлено, что каждый при решении вопроса относительно его гражданских прав и обязанностей или при установлении обоснованности любого уголовного обвинения, выдвинутого против него, имеет право на справедливое разбирательство в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Как и в предыдущие годы, Украина остается одним из лидеров по количеству дел, которые рассматривает Европейский суд по правам человека.
Так, в 2015 году 21,4% жалоб подано против Украины, среди которых — жалобы граждан на длительность судебного разбирательства, необоснованное или длительное содержание лица под стражей, применение пыток и других, указанных в отчете, жалоб.
«В то же время европейскими специалистами неоднократно отмечалось, что Украине следует приложить больше усилий для развития национальной правовой системы в соответствии с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку результаты рассмотренных жалоб свидетельствуют о медленном процессе имплементации Конвенции о защите прав человека и основных свобод на национальном уровне», — отмечает народный депутат Юрий Македон.
Неудовлетворительное функционирование судебного процесса
Исходя из материалов судебной практики, основными причинами нарушения процессуальных сроков являются недостатки в деятельности судов, связанные прежде всего с неудовлетворительной организацией судебного процесса. Есть случаи, когда, вопреки требованиям процессуального законодательства и без каких-либо оснований для этого, дела и уголовные производства назначаются к судебному разбирательству с нарушением предусмотренных процессуальным законодательством сроков, в т.ч. и тогда, когда лица находятся под стражей.
Вследствие недостатков, допущенных при подготовке дел к судебному разбирательству, недостаточного изучения материалов досудебного расследования при подготовительном производстве, несвоевременного сообщения участников судебного процесса, а также ряда других субъективных причин, рассмотрение судами дел неоднократно откладывается. При этом в судебных решениях не всегда приводятся мотивы такого отложения, что также является существенным нарушением норм процессуального законодательства Украины. Эти и другие признаки нарушения норм процессуального законодательства в процессе судебного разбирательства влияют на дальнейшее рассмотрение дела или производства.
«Судья, который выступает арбитром процесса, должен эффективно организовать судебный процесс в срок, предусмотренный процессуальным законодательством Украины.
Поэтому необходимость принятия этого законопроекта, прежде всего, заключается в решении этой проблемы, а также в ряде много других, которые на сегодняшний день являются актуальными при осуществлении правосудия», — отмечает народный депутат.
Практика Персонального онлайн-кабинета в судебной системе
В случае введения в действие электронной системы «Персональный онлайн-кабинет» стороны и участники процесса, после получения от суда соответствующего доступа к этой системе, будут иметь возможность в любое время ознакомиться с материалами дела/производства и документами, поступившие в суд по их делу, с возможностью получения и/или копирование копий этих документов, при наличии пересматривать в этой системе сохраненные видеозаписи судебных заседаний с возможностью их копирования, прослушивать технический запись судебного заседания с возможностью его распечатки и другие действия, предусмотренные этим законопроектом.
Также система даст возможность сторонам и участникам процесса с согласия суда получить электронный процессуальный документ, который будет содержать все те же обязательные реквизиты, что и его бумажный аналог. Юридическая сила и доказательность таких документов предоставляется при помощи электронной цифровой подписи, который должен соответствовать требованиям Закона Украины «Об электронной цифровой подписи». В таком случае можно с уверенностью сделать предположение, что с принятием этого законопроекта все материалы дела/производства в электронном виде займут доминирующее место в системе судопроизводства Украины и впоследствии заменят их аналоги на бумажном носителе. В частности, такие проблемы, как потеря или повреждение какого-либо из документов, содержащемся в материалах дела, или потеря целого дела, что к сожалению, является распространенным явлением в судебной практике, отойдет в прошлое, поскольку все документы, которые содержатся и которые будут приобщаться к материалам дела, будут храниться в электронной форме.
Аналогичная ситуация с хранением судебных дел
Как отмечается в пояснительной записке, такая идея не является новой. Для примера, подобная система уже много лет действует в Сингапуре, где также в течение многих лет действовала старая коррумпированная судебная система, при которой дела не могли рассматриваться годами, стороны часто были вынуждены ждать годами назначения даты рассмотрения дела. Поэтому судебная система настоятельно требовала радикальных изменений. После внедрения новых, прогрессивных подходов к работе по осуществлению правосудия это дало свои результаты. На сегодняшний день судебная система Сингапура является одной из самых эффективных и прогрессивных судебных систем в мире, о чем свидетельствуют ряд международных наград, которые были получены за последние несколько лет.
По данным «International Framework for Court Excellence (Международный Сингапурский консорциум, в состав которого вошли: Австралийский институт судебного администрирования, Федеральный центр судов, Национальный центр судов штатов США и т.д. — прим. ред.), в входе последнего опроса граждан в разных частях Сингапура 100% были согласны, что суды осуществляли правосудие независимо и в соответствии с законом, а 98% граждан были удовлетворены качеством предоставленных им судебных услуг.
«Итак, как видим, в результате проведенных реформ в Сингапуре, граждане полностью доверяют органам судебной власти. И это самое главное, ведь общественность — это тот индикатор, который показывает успешность функционирования судов в государстве», — отмечает народный депутат.
По словам народного депутата Юрия Македона: «Пример Сингапура по внедрению новых подходов к работе по осуществлению правосудия показал, что для достижения такого результата необходимо прежде всего изменить парадигму в судебной системе нашего государства, внедрить новый эффективный и прогрессивный подход к работе по осуществлению правосудия. Только тогда будут положительные результаты».
Что будет нести в себе Персональный онлайн-кабинет
1) внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины, дополнив новым термином: «Электронная система «Персональный онлайн-кабинет», как составляющая Единой судебной информационной (автоматизированной) системы — системы онлайн-сервиса, который предоставляет возможность каждой стороне, а также по их согласию, участникам производства доступ к материалам дела/производства в электронном виде, кроме материалов, которые рассматриваются на закрытом судебном заседании»;
2) предоставить возможность лицам, содержащимся в учреждениях предварительного заключения и учреждениях исполнения наказаний с разрешения суда, знакомиться с материалами дела/производства через электронную систему «Персональный онлайн-кабинет» непосредственно в этом учреждении, где содержатся лица, что значительно повысит эффективность индивидуальной подготовки этих лиц к рассмотрению дела в суде, а также сэкономит средства из Государственного бюджета для доставки лица в суд для ознакомления с материалами дела;
3) внести изменения в Закон Украины «О судебном сборе», дополнив ч. 2 ст. 4 новыми пунктами 10 и 11, которыми установлено, что при подаче в суд заявления о получении права доступа к материалам производства/дела через электронную систему «Персональный онлайн-кабинет» ставка судебного сбора — 1,5% от размера минимальной заработной платы (с 1 декабря 2016 года минимальная зарплата всех граждан составляет 3200 грн).
Предлагается более серьезно расширить некоторые законодательства относительно создания и функционирования в судах электронной системы «Персональный онлайн-кабинет». Ознакомиться с расширенной версией изменений можно в Сравнительной таблице законопроекта.
Сумарное количество дел и средства на их содержание в будущем
По проведенным предварительным подсчетам дел, находившихся на рассмотрении в судах в течение 2015 года, можно вывести средний показатель поступлений в бюджет средств в течение 2017 года, в случае принятия этого законопроекта.
Можно привести следующие показатели количества дел/производств, находившихся на рассмотрении в местных, районных и окружных судах за период 2015 года:
Как отмечается в пояснительной записке, принимая во внимание приведенные показатели, можно примерно определить, какую часть средств Государственный бюджет получит в доходную часть от реализации этого законопроекта.
Сколько необходимо для реализации проекта
Реализация положений законопроекта будет влиять на расходную часть Государственного бюджета Украины в 2017 году, поскольку повлечет дополнительные расходы на сумму 91 131 665 млн грн; см. таблицу:
Кошторис витрат |
||
№ |
Запланувати в бюджет на 2017 рік |
Сума (грн) |
1 |
Закупка серверного обладнання для (сервери, масиви для зберігання даних) |
50 632 000 |
2 |
Програмне забезпеченя для створення "хмарного сервісу" |
410 000 |
3 |
Створення підсистеми «Електронний суд» (програмне забезпечення) та його захист |
20 089 665 |
5 |
Закупка сканерів в суди (для формування електронної справи з паперових документів, що подаються сторонами в суди) |
20 000 000 |
4 |
Разом |
91 131 665 |
Также, как говорится в пояснительной записке: «На данный момент расходы на разработку электронной системы «Персональный онлайн-кабинет» учитываются только на суды, которые рассположены на подконтрольной территории Украины (в расчет не учитываются суды АР Крым и частично суды Донецкой и Лугаской областей, находящихся на неподконтрольной Украине территории. Также не учитывается в расчет заработная плата работникам аппарата суда за соответствующую работу)».
Онлайн-ведение дел, судебный сбор, экономия времени и результат
Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания и функционирования в судах электронной системы «Персональный онлайн-кабинет»)» будет способствовать повышению эффективности работы при осуществлении правосудия; предоставит возможность участникам процесса контролировать ход своего дела, не тратя времени для поездки в суд, а также сэкономить время и средства, которые тратятся для поездки в суд с целью возможного, а иногда и невозможного ознакомления с материалами дела/производства, на получение копий процессуальных документов, технической записи судебного заседания и т.д.
Внедрение электронной системы «Персональный онлайн-кабинет» в учреждениях предварительного заключения и учреждениях исполнения наказаний даст возможность сэкономить средства из Государственного бюджета на доставку лиц, содержащихся в этих учреждениях, для их ознакомления с материалами дела/производства.
За пользование электронной системой «Персональный онлайн-кабинет» будет платиться судебный сбор в однократном размере для каждой судебной инстанции. Эти средства будут зачисляться в Государственный бюджет Украины.
Эффективность работы этой системы даст толчок для дальнейших прогрессивных изменений в нашем законодательстве, изменений парадигм в судебной системе, что на сегодняшний день является крайне необходимым для дальнейшего развития экономики в государстве в целом.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.