Яна Собко,
Виктория Никитина,
«Судебно-юридическая газета
Судья Киевского районного суда города Одессы Игорь Борщев заявил о необходимости введения уголовной ответственности за повторное в течение года управление транспортными средствами или суднами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
Данная инициатива судьи вновь стала актуальной — особенно после событий, имевших место в г. Одесса 26 октября 2016 года.
Напомним, что по сведениям СМИ трагическое ДТП произошло по следующим обстоятельствам. Так, около 21:00, автомобиль BMW на большой скорости двигался по ул. Большая Арнаутская и на перекрестке с ул. Преображенской осуществлял перестроение из крайнего левого ряда вправо. Не справившись с управлением и не рассчитав дистанцию, водитель столкнулся с грузовым пикапом на базе «Москвича» (Иж-2717), который двигался в попутном направлении. В результате удара у пикапа отвалилось правое переднее колесо, машина по инерции пролетела несколько десятков метров и врезалась в дерево, что стоило жизни водителю и пассажиру. Водитель BMW от удара также не справился с управлением и автомобиль вылетел на тротуар в районе троллейбусной остановки, задел левым бортом столб рекламной конструкции и ударился в стену дома под острым углом. При этом неуправляемая машина сбила как минимум трех человек и разрушила часть фасада. Водитель и двое пассажиров с трудом вышли из машины (очевидцы считают это признаком алкогольного опьянения, хотя причиной могут быть и травмы, полученные при аварии). Прохожие пытались их задержать; один из тех, кто был в машине, применил холодное оружие и ранил одного человека, после чего все трое скрылись с места происшествия.
Необходимость введения уголовной ответственности была вызвана огромной статистикой совершения ДТП с участием нетрезвых водителей или нетрезвых пешеходов, из-за которой на дорогах Украины из-за алкоголя погибает до четырех человек ежедневно, люди получают травмы и увечья, а имущество претерпевает значительные повреждения.
«На сегодняшний день существует только административная ответственность при умышленной форме вины водителя, которая предусмотрена ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях — за управление транспортными средствами или суднами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного, наркотического или другого опьянения, или пребывание под воздействием лекарственных препаратов. Санкциями частей указанной статьи предусмотрены взыскания в виде штрафа в определенных пределах, лишения права управления транспортными средствами на определенный срок, административный арест на срок не более суток и возмездное изъятие транспортного средства.
Названы административные взыскания, в т.ч. штрафы, которые не так давно были значительно повышены, не обеспечивают безопасности на дорогах и не являются весомым препятствием для лиц, которые не прочь выпить за рулем. Одни считают, что они способны благодаря исключительным и только им присущим способностям уверенно управлять источником повышенной опасности; другие уверены, что их не остановят; третьи — что оплатят штраф; другие — и так нечего терять, даже ржавого автомобиля не жалко; или исчезнут с места происшествия и уйдут от любой ответственности», — отметил Игорь Борщев.
По словам судьи, к сожалению, законодательство Украины не предусматривает уголовной ответственности пьяницы за рулем.
Ныне действующая ст. 286 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за нарушение водителем правил дорожного движения, что привело к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью лица соответствующего степени тяжести или наступления смерти. Указанная статья предусматривает неосторожную форму вины водителя транспортного средства, а состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, учитывается лишь как обстоятельство, отягчающее наказание.
При этом особенная часть Уголовного кодекса Украины не содержит преступления за общественно опасное, умышленное поведение водителя источника повышенной опасности, который, будучи привлеченным к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вновь садится за руль под воздействием алкоголя.
Пьяницы за рулем рассчитывают, что негативные последствия для имущества, здоровья и жизни других лиц не наступят или сознательно допускают возможность наступления таких последствий, но легкомысленно рассчитывают на их предотвращение.
«Например, умышленное легкое телесное повреждение является преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Не отслеживается ли в приведенном примере существенное несоответствие характеров и степени тяжести общественно опасного поведения лиц и последствий, которые могут наступить?
Будет справедливым, когда лицо, которое притянули к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, и которое не сделало для себя правильные выводы, повторно садится за руль в состоянии соответствующего опьянения, будут привлекать уже к уголовной ответственности», — подчеркнул Игорь Борщев.
Помимо самой идеи необходимости введения уголовной ответственности, судья приводит тезисы по конструкции и содержанию возможной статьи Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает уголовную ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
Игорь Борщев предлагает статью об уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения разместить по ныне действующей ст. 286 Уголовного кодекса Украины за номером и названием ст. 286-1 УК Украины — управление транспортным средством в состоянии опьянения.
По его словам, в отличие от ст. 286 УК Украины, которая является неосторожным преступлением и факт управления водителем транспортным средством в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим наказанием, новая статья будет предусматривать умышленную форму вины, т.е. умышленное преступление.
Гипотеза ч. 1 статьи предусматривает обязательное условие для уголовной ответственности — если в течение года, предшествовавшего событиям преступления, водитель был привлечен к административной ответственности по ст. 130 Кодекса Украины об административном правонарушении.
Таким образом, ч. 1 может иметь следующий вид:
1. Управление транспортным средством водителем, который находился в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, если в течение года, предшествовавшего событиям преступления, водитель был привлечен к административной ответственности по ст. 130 Кодекса Украины об административном правонарушении;
Судья акцентирует внимание на том, что диспозиция и гипотеза предложенной к обсуждению ч. 1 ст. 286-1 Уголовного кодекса Украины не предусматривают наступления каких-либо последствий для здоровья потерпевшего. Т.е. для уголовной ответственности будет достаточно самого факта повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения.
Он считает, что следующими частями этой статьи необходимо предусмотреть уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, если это привело к причинению потерпевшему телесных повреждений в зависимости от степени их тяжести.
Так, часть 2-4 могут выглядеть так:
2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее средней тяжести телесное повреждение.
3. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее смерть потерпевшего или причинило тяжелое телесное повреждение.
4. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее гибель нескольких лиц;
В этой статье умышленно не предлагается для обсуждения санкции частей ст. 286-1 УК Украины, поскольку вид и мера уголовной ответственности не является предметом обсуждения.
Вместе с тем, следует отметить, что международный опыт свидетельствует о наличии различных санкций — от ряда профилактических мероприятий в виде принудительных курсов, лекций, зачетов, наряду с огромными штрафами и заключения на определенный срок (административное или уголовное) к смертной казни.
До крайностей судья Игорь Борщев не призывает. Но, учитывая менталитет и другие факторы населения Украины, необходимо ввести в каждой части ст. 286-1 УК Украины действенные наказания — не штрафные санкции, а наказание в виде лишения свободы на определенный срок. Причем, как считает судья, ч. 1 указанной статьи будет целесообразным сразу отнести к тяжким преступлениям, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком более пяти лет.