Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Меры по пресечению незаконных действий несовершеннолетних планируют улучшить за счет социальной реабилитации.
Так, 20 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5298 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения прав и совершенствования работы с несовершеннолетними правонарушителями».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.
Несовершеннолетние преступники
Преступность несовершеннолетних как своеобразный барометр общей преступности и уровня нравственности общества, несмотря на снижение ее общего уровня, на протяжении последних лет остается острой проблемой, которая не может не беспокоить общество и государство. Зато в количественном выражении она имеет тенденцию к постоянному снижению.
В то же время уголовное законодательство предусматривает, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности или наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент вынесения приговора не требует применения наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного характера, к числу которых отнесено направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет (статьи 97, 105 УК Украины).
Содержание этих норм противоречит самому их названию «Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера», потому что освободить от уголовной ответственности и наказания можно только того человека, который им подлежит. Если лицо не является субъектом преступления, то отсутствует и состав преступления, в результате чего уголовная ответственность исключается.
Применение к лицам принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним при освобождении их от ответственности или наказания противоречит принципам гуманизма, которыми руководствуется государство, поскольку Уголовный кодекс Украины вообще не должен содержать положения о применении к таким несовершеннолетним любых мер воздействия.
Уголовное законодательство предусматривает значительное количество других мер воспитательного воздействия, которые могут применяться к несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, что одновременно не имеют значительного карательного воздействия, а направлены именно на воспитание ребенка.
Реабилитация и условия жизни юных правонарушителей
Сейчас в Украине функционируют две школы и два профессиональных училища социальной реабилитации, в которых находятся 7 и 16 детей соответственно, указывает на фактическую невостребованность таких заведений. Стоимость обучения одного несовершеннолетнего в школе социальной реабилитации составляет более 894 тыс. грн в год, а в профессиональном училище социальной реабилитации — 552,5 тыс. грн, что является неоправданно большой суммой, тогда как обучение одного слушателя в учреждениях при учреждениях исполнения наказаний составляет 11,6 тыс. грн.
Особенности педагогического режима, условий воспитания и содержания детей и подростков в учебных заведениях определяются специальным режимом и системой учебной и воспитательной работы; постоянным наблюдением и педагогическим контролем за учащимися; исключением возможности свободного выхода учащихся за пределы территории учреждения без разрешения администрации. В этих заведениях созданы условия для жизни, обучения и воспитания детей и подростков, повышения их общеобразовательного и культурного уровня, профессиональной подготовки, развития индивидуальных навыков, способностей и склонностей.
Стандарты далеки от Европы
Учитывая то, что эти учебные заведения по сути являются заведениям «закрытого типа», они не в полной мере соответствуют модели, по которой действуют подобные заведения в Европе и тем стандартам, которые должны применяться для социальной, реабилитационной и психологической помощи детям и подросткам, совершивших правонарушения и преступления; которые употребляли наркотики, алкоголь; уклонялись от обучения; склонны к асоциальным поступкам.
Комитет ООН по правам ребенка неоднократно высказывал замечания о несоответствии правам ребенка деятельности в Украине школ и профессиональных училищ социальной реабилитации. Большая часть таких заведений не соответствуют элементарным потребностям детей. Кроме этого, во всех школах и училищах крайне устарели материально-техническая и учебно-методическая базы. В течение последних пяти лет по бюджету Украины расходы на капитальные ремонты не предусматривались.
Само по себе функционирование таких заведений приводит к нарушениям §1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и уголовный процесс в отношении прав на свободу и личную неприкосновенность, что, по определению Европейского суда по правам человека, применяется к любому «осуждению», провозглашенному судом, которое предусматривает лишение свободы, и не предусматривает никаких различий в зависимости от юридического характера правонарушения, в совершении которого лицо было признано виновным, независимо от того, относится ли к уголовным или дисциплинарным правонарушениям.
Реабилитация или наказание?
По сути заведения соцреабилитации, которые подчиняются Министерству образования и науки Украины, фактически являются не воспитательными, а карательными, на что указывается в решении Европейского суда по правам человека по делу «Ики и другие против Украины».
Также отмечается, что в контексте задержания несовершеннолетних понимание «воспитательного надзора» не должно сводиться только к школьному обучению. Оно должно охватывать многие аспекты осуществления представителями государства родительских прав ради благополучия и для защиты интересов соответствующего лица, не относиться к задачам и функций школ и училищ соцреабилатации.
Меры по условному наказанию
Верховной Радой Украины 5 февраля 2015 года был принят Закон Украины «О пробации», по которому пробация является системой надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда, и в соответствии с законом к осужденным выполнением определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечением суда информацией, характеризующей обвиняемого. Пробация сочетается с участием правонарушителей в соответствующих программах, предусматривающих комплекс мер, направленных на коррекцию социального поведения или ее отдельных проявлений, формирования социально благоприятных изменений личности, возможности объективно проверить.
Закон предусматривает пробации в отношении несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от 14 до 18 лет, осуществление которой воплощается с учетом их возрастных и психологических особенностей. При этом пробация отношения несовершеннолетних направлена на обеспечение их нормального физического и психического развития, профилактику агрессивного поведения, мотивацию позитивных изменений личности и улучшения социальных отношений.
В Украине необходимо вводить новые формы работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, что обусловливает необходимость в отмене устаревших методов и учреждений.
К примеру, в Украине существуют центры социально-психологической реабилитации и социально-реабилитационные центры (детские городки) для длительного (стационарного) или дневного пребывания детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Эти центры предоставляют детям комплексную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую, правовую и другие виды помощи.
С учетом вышесказанного обосновывается необходимость в разработке законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения прав и совершенствования работы с несовершеннолетними правонарушителями».
Отмена принудительной меры воспитательного характера
Этот проект Закона разработан для обеспечения неукоснительного соблюдения прав детей, находящихся в конфликте с законом, с учетом положений Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, утвержденной Указом президента Украины от 24 мая 2011 года №597/2011 и Закона Украины «О пробации».
Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Украины (ст. 105), Уголовно-процессуального кодекса Украины (статьи 116, 501 и 502), Законов Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» (статьи 1, 8, 9, 13 и 17), «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» (ст. 13), «Об охране детства» (ст. 34), «О профессионально-техническом образовании» (ст. 18), «Об образовании» (статьи 37, 41), «Об общем среднем образовании» (статьи 9, 11, 18), «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью» (ст. 10), предусматривающие отмену принудительной меры воспитательного характера в виде направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, и ликвидации в связи с этим училищ и школ социальной реабилитации.
Дети, которые сегодня находятся в школах и профессиональных училищах социальной реабилитации, могут быть по решению суда условно-досрочно освобождены от отбывания наказания или направлены в специальные воспитательные учреждения.
Какие изменения ждут несовершеннолетних преступников
Принятие этого закона позволит обеспечить неукоснительное соблюдение прав несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также исключить нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся службы правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»).