Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В парламенте зарегистрирован альтернативный президентскому проект Закона Украины «О Высшем совете правосудия» №5180-1.
Как известно, 26 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О Высшем совете правосудия», инициатором которого выступил президент Украины Петр Порошенко. Данный проект разрабатывался Советом по вопросам судебной реформы при Администрации Президента.
Однако, 4 октября в парламенте появился еще один альтернативный проект, внесенный народным депутатом Украины Евгением Мураевым.
Одним из отличий двух законопроектов является предложение Евгения Мураева создать Общественный совет при Высшем совете правосудия (далее — ВСП) для общественного контроля и содействия деятельности ВСП. «Необходимо закрепить, что всеукраинские общественные организации (объединения) юридического направления могут делегировать своих представителей в Общественный совет. Каждая из таких организаций имеет право делегировать одного из своих членов. Члены Общественного совета работают на общественных началах. Деятельность Общественного совета регулируется положением о нем, принятым на заседании и согласованным с Высшим советом правосудия», — отмечается в пояснительной записке.
Также, по мнению Евгения Мураева, в результате последних изменений в Конституцию Украины Высший совет правосудия теперь не является органом, осуществляющим дисциплинарное производство, а только имеет полномочия по рассмотрению жалоб на решения соответствующих органов о применении к судьям или прокуроров мер дисциплинарной ответственности. Такими органами должны быть Высшая квалификационная комиссия судей Украины и квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров. Поэтому, после рассмотрения жалобы судьи или прокурора Высший совет правосудия может принять только одно из следующих решений: 1) оставить жалобу без удовлетворения, а решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины или квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров — без изменения; 2) удовлетворить жалобу судьи или прокурора и отменить решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Также он считает целесообразным создать в составе ВСП палаты по вопросам: назначения на должности судей, их перевода в другие суды и увольнения; рассмотрения жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей и прокуроров, принятия решения о нарушении судьями и прокурорами требований относительно несовместимости; предоставления согласия на задержание судьи или содержание под стражей; принятия решения о временном отстранении судьи от правосудия.
При Высшем совете правосудия предлагается создавать консультативные временные коллегиальные органы (комиссии), компетенция, состав и порядок деятельности которых определяются регламентом.
Кроме этого, ссылаясь на то, что соответствующие съезды и конференции для решения вопроса избрания членов Высшего совета правосудия созвать иногда довольно сложно, или объективно невозможно в короткий срок, с целью обеспечения стабильности в сохранении Высшим советом правосудия статуса правомочности, непрерывности и постоянной работы, автор предлагает закрепить возможность съездов и конференции избирать и зачислять в резерв кандидатов на должность члена Высшего совета правосудия, которые смогут оперативно, в случае необходимости, приступить к исполнению обязанностей.
Отметим, что оба проекта пока не рассматривались профильным Комитетом ВР по вопросам правовой политики и правосудия, а точная дата их рассмотрения пока неизвестна.