Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
Размер минимальной зарплаты для определения оклада у судей и чиновников станет фиксированным.
Так, 15 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5130 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.
Так, в ст. 2 раздела ІІ предлагается: «Установить, что для работников органов государственной и судебной власти, размеры должностных окладов или заработной платы которых определяются в зависимости от количества размеров минимальной заработной платы в соответствии с Законами Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «О Государственном бюро расследований», «О Счетной палате», «О судоустройстве и статусе судей», «О государственной службе», размеры должностных окладов или заработной платы устанавливаются исходя из размера минимальной заработной платы 1600 грн и в дальнейшем при повышении минимальной заработной платы, перерасчет не производится».
Таким образом, Кабинет Министров хочет установить фиксированную зарплату для чиновников, судей и борцов с коррупцией.
Однако, стоит отметить, что размер минимальной заработной платы постоянно пересматривается Кабинетом Министров и Верховной Радой, исходя из нынешних условий экономики страны, постоянного прироста инфляции и девальвации национальной валюты.
Как в таком разрезе можно говорить о статичной величине для отдельной категории граждан, остается вопросом. Более того, статичность минимальной зарплаты хотят ввести не просто для служащих, а для людей, от которых зависит успешность проводимых реформ. И если реформы диктуют европейские ценности, в т.ч. и равенство людей перед законом, то предложенная Кабинетом Министров концепция свидетельствует о пренебрежении таких ценностей.
В нынешних условиях реформирования власти все большее количество людей уходят из чиновнического аппарата. Так, работая в бизнесе, специалисты своего дела могут зарабатывать в десятки раз больше, нежели находясь на госслужбе или работая в судебной или антикоррупционной системе.
Исходя из приложенных изменений, Кабинет Министров не заинтересован в ценных кадрах, т.к. говорить о конкурентоспособной зарплате на рынке труда, исходя из зафиксированной минимальной зарплаты в сумме 1600 грн, уже вскоре будет невозможно.
Стоит также упомянуть о коррупционной составляющей в процессе реформирования: если не будет увеличиваться оклад при постоянном росте товаров и услуг, то сегодняшние борцы с коррупцией, не исключено, могут ей не только потыкать, но и возглавить.
Абзац 2 этой же статьи дополняет, что повышение размеров должностных окладов или заработной платы производится в соответствии с решением Кабинета Министров Украины с учетом финансовых возможностей бюджета.
Однако, как показывает практика, повышение таких окладов Кабинетом Министров будет проходить крайне неохотно, ведь в бюджете всегда нет «лишних» средств.