Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Президент наложил вето на закон, способный спасти поставщиков теплоуслуг. Пострадают от этого украинцы.
В конце 2015 - начале 2016 годов счета большинства предприятий теплокоммунэнерго были арестованы по искам НАК «Нафтогаз Украины» о взыскании штрафных санкций.
По данным Минрегиона, арестованы счета 89 крупнейших теплоснабжающих предприятий страны в т.ч. в Киеве, Львове, Житомире, Харькове, Виннице, Запорожье и др. Арест счетов блокирует деятельность этих предприятий, ставит под угрозу тепло областных и районных центров, срывает подготовку теплоэнергетического комплекса к следующему отопительному сезону.
Для урегулирования этой ситуации 7 июля 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон №1443-VIII «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения».
Однако, уже 11 августа 2016 года Петр Порошенко, воспользовавшись своим правом, наложил вето на вышеуказанный закон, отметив, что его реализация негативно повлияет на способность НАК «Нафтогаз Украины» выполнять свои финансовые обязательства.
Все бремя конфликта может лечь на плечи обычных украинцев, которые должны будут платить за тепло и горячую воду по непомерным тарифам и при этом мерзнуть зимой.
По данным Минрегиона, по состоянию на 1 августа 2016 года долг Государственного бюджета перед теплоснабжающими предприятиями составляет 7,5 млрд грн. Своевременное погашение указанного долга из Государственного бюджета позволило бы многим теплоснабжающим предприятиям в полном объеме рассчитаться по долгам за газ перед НАК «Нафтогаз Украины». Начисленные им штрафные санкции составили 4,6 млрд грн (24% общего объема долга).
Рассмотрев предложения президента, Комитет по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на своем заседании, которое прошло 15 сентября 2016 года, принял решение рекомендовать Верховной Раде не поддерживать вето и не отклонять закон.
В то же время, если парламент не преодолеет вето и не примет закон повторно, рекомендуется направить документ на доработку в профильный комитет для его повторного внесения на рассмотрение Верховной Радой в 30-дневный срок и рассмотреть его вне очереди в течение V сессии.