Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.
Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.
Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 года.
Говорили, что в команде президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд и т.д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона.
Хронология изменений в судебной системе
30 сентября 2016 года:
- вступают в силу Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» №1401-VIII и Закон «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII; утрачивает силу Закон «О судоустройстве и статусе судей» №453-VI, кроме положений, указанных в пунктах 7, 23, 25, 36 «Заключительных и переходных положений»;
- министр юстиции и Генеральный прокурор прекращают свои полномочия как члены ВСЮ. Члены ВСЮ осуществляют полномочия членов Высшего совета правосудия;
- материалы и представления ВСЮ о назначении судей сроком на пять лет возвращаются в ВСП для решения вопроса о назначении судей на должности с учетом внесенных изменений.
10 октября 2016 года:
- материалы и рекомендации ВККС об избрании бессрочно судей, в отношении которых на день вступления в силу нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» ВР решение не принято, направляются ВР в ВСП. Высший совет правосудия на своем заседании в пленарном составе решает вопрос по каждому судье о его назначении или отказе в назначении с одновременным возвращением материалов ВККС.
31 октября 2016 года:
- не позднее этого дня Верховная Рада передает ВККС представление и соответствующие документы об избрании судей бессрочно, которые не были рассмотрены ВР, в ВСП для рассмотрения вопроса о назначении судей на должности;
- уполномоченный ВР по правам человека и ГСА назначают дополнительно по одному члену ВККС;
- ВККС должна утвердить формы деклараций родственных связей судьи и кандидата на должность судьи, форму декларации добросовестности судьи, а также обнародовать утвержденные формы деклараций на своем официальном веб-сайте;
- ВСП совместно с МВД по представлению ГСА должен утвердить временный порядок обеспечения охраны судов, органов и учреждений системы правосудия.
30 ноября 2016 года:
- не позднее этого срока должно начаться проведение конкурса на должности судей ВС в кассационных судах;
- участие кандидатов, которые не соответствуют требованиям для назначения на должность судьи в соответствии с Конституцией Украины, в процедурах отбора или назначения прекращается;
- судьи Верховного Суда Украины и высших специализированных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей судьи и добросовестности судьи;
- ВККС должна обеспечить начало функционирования автоматизированной системы формирования и ведения судейских досье (досье кандидатов на должности судей);
- ВСП должен утвердить положение о Службе судебной охраны и назначить ее руководителя;
- КМУ должен утвердить исчерпывающий перечень судов, органов и учреждений системы правосудия, охрана которых осуществляется подразделениями Национальной полиции Украины и Национальной гвардии Украины.
30 декабря 2016 года:
- судьи апелляционных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей судьи и добросовестности;
- в проектах законов о Государственном бюджете Украины на 2017 год и на последующие годы КМУ должен предусмотреть расходы, связанные с реализацией положений нового закона.
1 января 2017 года:
- оклад судьи местного суда составит 15 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 25 МЗП; судьи ВС — 75 МЗП;
- в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в Верховном Суде и судах кассационной инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты.
30 марта 2017 года:
- создается Верховный Суд; назначаются судьи ВС по результатам конкурса, проведенного в соответствии с новым законом;
- ВККС должна осуществить организационно-технические мероприятия, необходимые для заполнения деклараций родственных связей судей (кандидатов на должности судей) и деклараций добросовестности судьи на официальном сайте ВККС;
- судьи местных судов обязаны подать в ВККС декларации родственных связей и добросовестности;
- должны быть сформированы списки присяжных.
30 сентября 2017 года:
- не позднее этого срока создается Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и должно быть объявлено о проведении конкурса на должности судей в этом суде;
- КМУ должен обеспечить размещение Верховного Суда в помещениях, высвобождаемых в связи с ликвидацией ВСУ, ВХСУ, ВАСУ, ВССУ.
31 декабря 2017 года:
- с этого дня суды создаются, реорганизовываются и ликвидируются законом.
1 января 2018 года:
- оклад судьи местного суда составит 20 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 30 МЗП;
- в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в судах апелляционной инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты;
- ГСА должна обеспечить выполнение в полном объеме Службой судебной охраны полномочий, предусмотренных новым законом.
30 сентября 2018 года:
- с этой даты перевод судей из одного суда в другой осуществляет не президент Украины, а Высший совет правосудия.
1 января 2019 года:
- оклад судьи местного суда составит 25 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 40 МЗП;
- в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 131-1 и ст. 131-2 Конституции представительство в судах первой инстанции могут осуществлять исключительно прокуроры или адвокаты.
30 апреля 2019 года:
- прекратятся полномочия всех членов Высшего совета правосудия, которые работают в нынешнем составе Высшего совета юстиции.
30 июня 2019 года:
- последний срок, до которого должны быть созданы и начать осуществлять правосудие апелляционные суды в соответствующих апелляционных округах.
1 января 2020 года:
- оклад судьи местного суда составит 30 МЗП; апелляционного суда и высшего специализированного суда — 50 МЗП;
- представительство органов государственной власти и местного самоуправления в судах будет осуществляться исключительно прокурорами или адвокатами.
После вступления в силу Закона о Высшем совете правосудия:
- в течение трех месяцев съезд судей Украины избирает троих членов Высшего совета правосудия.
Не до конца определенные даты:
- районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до создания и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию;
- апелляционные суды продолжают осуществлять свои полномочия до создания апелляционных судов в соответствующих апелляционных округах;
- ВСУ, ВХСУ, ВАСУ, ВССУ ликвидируются со дня публикации решения Пленума ВС о начале работы Верховного Суда (в составе, по крайней мере, 65 судей) и при условии вступления в силу соответствующего процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел ВС в составе, определенном новым законом;
- день начала работы ВС определяется решением его Пленума, публикуемым на веб-портале судебной власти и в газете «Голос Украины»;
- избрание судей в Большую палату Верховного Суда: не позднее, чем через десять дней со дня начала работы ВС судьи каждого кассационного суда проводят собрания для избрания судей в БП ВС;
- Высший антикоррупционный суд создается, и проведение конкурса на должности судей в этом суде должно быть объявлено в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона, который определяет специальные требования к судьям этого суда.
Читайте подробнее о том, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью, в статье «Судам показали будущее».