Святослав Пограничный,
глава Первой правовой медиагруппы
По результатам одного из последних заседаний, состоявшегося 4 августа 2016 года, Высший совет юстиции принял решение об увольнении в отставку еще 228 судей. Среди них — судьи как Верховного и высших специализированных, так и местных судов.
Только в течение июля заявления об отставке написали почти 400 судей. В целом же ВСЮ уже внес в Верховную Раду Украины и президенту более 1200 представлений об увольнении судей по разным основаниям.
Причина такой статистики кроется не только в затянувшемся рассмотрении заявлений судей, пожелавших уйти в отставку, но и в их неуверенности в политической и экономической стабильности.
Так, накануне 2015 года существенно урезали размеры судейского вознаграждения.
Как признался один из бывших судей, помимо деградации в глазах власти и общества авторитета судьи, важной причиной увольнений стала и финансовая неопределенность. Ведь если в 2008 году этот судья получал зарплату, эквивалентную $4 тыс., то потом, после кризиса и инфляции, она упала до $2 тыс., а в 2015 году, после обвала гривны, его вознаграждение составило около $550. Тогда он понял, что больше не готов с утра до ночи находиться на работе. А с учетом того, что сегодня судебная система стала самой атакуемой как в информационном, так и в физическом смысле, многие просто морально устали.
Важным поводом для отставок стала и судебная реформа, которая, как известно, предусматривает ликвидацию высших специализированных судов и т.н. «реорганизацию Верховного Суда». «Очистится» судейский корпус и за счет судей-«пятилеток», у которых летом 2017 года истечет пятилетний срок назначения. Итого, еще минус тысяча судей. При этом на данный момент в судах уже больше тысячи вакансий.
Кроме этого, по данным ВККС, 383 судьи остались работать в оккупированном Крыму (как известно, ранее ВККС и ВСЮ инициировали увольнение 276 крымских судей с должностей за нарушение присяги).
При этом в парламенте третий год без решения лежат около 800 представлений об избрании судей бессрочно. Если парламент не придет к консенсусу, то после вступления в силу изменений в Конституцию Украины 30 сентября 2016 года эти документы должны быть возвращены в Высший совет правосудия (закон о котором еще не принят), и с этого времени именно ВСП будет принимать окончательные решения об увольнении судей. Впрочем, с учетом того, как долго и с какими прениями высший законодательный орган страны решает данный вопрос, не факт, что документы будут переданы в установленный законом срок.
Напомню, согласно штату в Украине, должны работать 9200 судей. Однако, в силу разных процедур сегодня состав судейского корпуса радикально меняется и может уменьшиться почти вдвое. Все эти процессы, с одной стороны, способствуют обновлению судебного корпуса, однако с другой — из-за отсутствия притока новых кадров в судебную систему — являются в определенной степени и угрозой для надлежащего осуществления судопроизводства.
Учитывая, что процедуры, которые должны пройти по новому закону, также займут не один день (около двух лет для подготовки нового кадрового состава судов), возникает вопрос: каким образом избежать кадрового коллапса и обеспечить своевременное осуществление правосудия? Ведь нарушение прав граждан на доступ к суду — повод для обращения в Европейский суд по правам человека, где Украина занимает «гордое» место лидера по количеству заявлений против государства.
В Высшей квалификационной комиссии судей уже начали искать альтернативные пути решения проблемы, в частности, за счет привлечения в апелляционные и кассационные инстанции адвокатов и научных работников, а участвовать в конкурсах в судах первой инстанции смогут помощники судей, которым не нужно будет учиться. Однако, похоже, что никого, кроме самой судебной системы, данная ситуация пока не интересует.
Безусловно, со вступлением в силу судебной реформы должны заработать новые механизмы, однако ключевые изменения в процессуальные кодексы, предусматривающие тот же внесудебный порядок урегулирования споров, медиацию и т.д., пока не приняты и также могут стать предметом торгов в парламенте.
Реально ли при таких условиях удержать судебную систему на плаву, избежать кадрового коллапса и обеспечить рассмотрение дел? Представители судейского самоуправления предполагают, что может сложиться такая ситуация, что судей просто не будут увольнять.
Таким образом, пока декларируется и активно популяризуется одна задача — привести в судебную систему новых людей. Но когда и как это случится, какие управленческие меры нужно применить? К сожалению, этот вопрос никто не конкретизирует.
Кроме этого, обещанное повышение окладов в рамках закона многие судьи пока воспринимают скептически, поскольку история помнит подобное «поэтапное повышение» в 2010 году, которое так и не было внедрено на практике. Безусловно, власть хочет, пообещав судьям высокие зарплаты, не допустить их массового ухода и обеспечить участие в конкурсах адвокатов и ученых. Но адвокаты и ученые пока не высказали рьяного желания идти в суды, где большая нагрузка и сосредоточены основные проблемы — в суды первой инстанции. Очевидно, о том, как обеспечить доступ к правосудию в т.н. «переходной период» и не допустить оттока профессиональных кадров из нижестоящих судов, пора задуматься не только судебной ветви власти.