Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Судья Верховного Суда Украины в отставке Татьяна Шевченко на своей странице в Facebook выразила свою точку зрения по поводу дальнейшей судьбы судей, у которых истек 5-летний срок назначения.
В соответствии с п. 16-1 Переходных положений к Закону «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с истечением срока. Такие судьи могут быть назначены на должность в порядке, определенном законом. В соответствии с п. 17 «Заключительных и переходных положений» новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет до вступления в силу настоящего Закона, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Судьи, полномочия которых прекращаются, могут быть назначены на должность по результатам конкурса.
«Статьи 112 и 119 этого закона предостерегают, что судья может быть уволен или полномочия судьи могут быть прекращены только по основаниям ст. 126 Конституции.
При этом нужно отметить, что измененная ст. 126 Конституции Украины не предусматривает такого основания для увольнения судьи или прекращения полномочий, как прекращение срока, на который судья был назначен. Да, как я уже говорила, в п. 16-1 Переходных положений говорится о прекращении полномочий таких судей с окончанием срока, на который они избраны и возможности их назначения на должность в соответствии с законом. Однако, можно ли это считать «по основаниям, предусмотренным ст. 126 Конституции»? Вопрос.
При этом ст. 125 Закона «О судоустроустрове…» говорит о том, что прекращение полномочий является основанием для прекращения трудовых отношений, о чем председатель суда издает приказ. Назначал «целый» президент, а уволит председатель суда, подмахнув приказ наряду с приказом об увольнении уборщицы. И нет проблем. Интересно, что запишут в трудовую книжку такого судьи — трудовые отношения прекращены вследствие прекращения полномочий? Уволить-то его нельзя. Вы представляете себе эту правовую абракадабру?», — отмечает Татьяна Шевченко.
В то же время в соответствии с ранее действующим порядком судья, назначенный на срок пять лет, подлежал увольнению по истечении этого срока только в случае неподачи заявления на избрание бессрочно в установленный законом срок.
«Ну и как это соотносится со ст. 22 Конституции Украины, в которой черным по белому: «При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу діючих прав та свобод». Если это не нарушение права на труд, то что? Я уж не говорю о нарушении принципа правовой определенности, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод», — подчеркивает судья.
По ее мнению, вменять судье то, что указ о его назначении был подписан человеком, который на тот момент работал президентом Украины, нелепо.
«Причина во всеобщей заразе наших политиков — популизме. Есть спрос на очищение судебной системы. Есть понимание, что уволить одномоментно всех судей — это безумие с далеко идущими репутационными потерями в глазах Европы и материальными затратами. А народу что-то говорить нужно — вот и нашли слабое звено — судей, у которых заканчивается срок. Однако, большей несправедливости придумать трудно. Ведь это первые судьи, которые прошли действительно открытый и прозрачный конкурс, насколько мне известно, соответствующий всем международным стандартам. Чтобы ни говорили «очень обиженные» судьи, но то, что было до сих пор, было его имитацией. Да, понимаю, что по старинке даже и в этом конкурсе, возможно, были те, у кого, как сказала одна из «обиженных», «решалка» выросла, которые нашли тех, кто «решает». Но, думаю, таких было 10%. А за что наказывать 90%, заставляя их проходить конкурс на свое же рабочее место? Это что за коллективная ответственность, что за 18 мая 1944 года в XXI веке, в стране, которая позиционирует себя европейским правовым государством?», — возмущается судья.