Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.
Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.
Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 года.
Говорили, что в команде президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд и т.д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона.
Проведение конкурса на должности судей Верховного Суда должно быть начато не позднее 30 ноября 2016 года, а Верховный Суд должен быть создан до конца марта 2017 года. Кандидаты на должности судей Верховного Суда будут подавать документы в электронном виде с указанием специализации кассационного суда, в котором они планируют в будущем осуществлять правосудие. На период подготовки и проведения конкурса первичное квалификационное оценивание судей других судов может быть приостановлено.
Отметим, что Высшей квалификационной комиссии судей в плане проведения конкурса дали практически полный «карт-бланш». Так, согласно ст. 79 нового закона, общий порядок подачи заявлений для участия в конкурсе и условия его проведения определяются Комиссией без обязательного участия каких-то других органов. Конкурс на занятие вакантных должностей судей апелляционных судов или Верховного Суда проводится на основе рейтинга участников по результатам квалифоценивания. В случае, если кандидаты из числа судей имеют одинаковую позицию по рейтингу, определенному по результатам квалифоценивания для участия в конкурсе на должность судьи Верховного Суда, при всех прочих равных условиях предпочтение отдается судье, который имеет больший стаж работы в судах кассационной инстанции или Верховном Суде Украины.
Большая роль в обновлении судейского корпуса отведена Высшему совету правосудия, который, рассмотрев рекомендации о назначении, может как согласиться с ними, так и отказать по следующим основаниям:
1) наличие обоснованного сомнения относительно соответствия кандидата критериям добросовестности или профессиональной этики или других обстоятельств, которые могут негативно повлиять на общественное доверие к судебной власти в связи с таким назначением;
2) нарушение установленного законом порядка назначения на должность судьи.
Все это Высший совет правосудия определяет, руководствуясь собственной оценкой обстоятельств, связанных с кандидатом на должность судьи, и его личных качеств.
В случае отказа решение Высшего совета правосудия может быть обжаловано в Верховном Суде исключительно по трем основаниям:
1) состав Высшего совета правосудия, который принял соответствующее решение, не имел полномочий его принимать;
2) решение не подписано членом Совета, который участвовал в его принятии;
3) решение не содержит ссылки на определенные законом основания отказа во внесении президенту представления о назначении судьи на должность или мотивов, по которым Высший совет правосудия пришел к соответствующим выводам.
Читайте подробнее о том, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью, в статье «Судам показали будущее».