Анна Шульгина,
Вячеслав Хрипун
«Судебно-юридическая газета»
Одной из причин, по которой многие украинские судьи не спешили уходить в отставку, был неурегулированный вопрос пенсионного обеспечения. Отметим, что судья, согласно закону, имеет особый статус, и его материальное обеспечение регулируется отдельными нормами. Именно сумма ежемесячного пожизненного денежного содержания и стала предметом спора, когда речь зашла об очередном способе экономии бюджета.
Напомним, Верховная Рада приняла закон, согласно которому выплата ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи должна была прекратиться, а судьи должны были получать пенсию на общих основаниях в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Кроме этого, было установлено, что максимальный размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10740 грн.
Эти нормы, отстаивая свои права, Фемида и поддала критике. Поддержку судьи нашли сами у себя: Верховный Суд обратился с представлением в Конституционный Суд и попросил проверить, отвечают ли нормы принятого депутатами закона Основному Закону.
Как отметили в Верховном Суде, снова в сторону ухудшения изменены подходы к материальному обеспечению судей в отставке с установлением размера такого содержания в сумме 60% заработка работающего судьи и с ограничением максимального размера выплат в зависимости от кратности прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность (этот пожизненный минимум меняется несколько раз в течение года). Также были установлены некоторые другие ограничения материального характера для судей в отставке.
Кроме этого, Законом №213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» в п. 5 раздела «Заключительные положения» было установлено, что в случае непринятия до 1 июня 2015 года законов о назначении пенсий с 1 июня 2015 года отменяются все нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание назначены рядом специальных законов, в т.ч. Законами «О государственной службе» и «О судоустройстве и статусе судей». Это привело к тому, что судьям, которые имеют стаж работы судьей более 20 лет и ушли в отставку, Пенсионным фондом назначались пенсии на общих основаниях (по возрасту), а иногда (при выходе в отставку в 65 лет) только возобновлялась пенсия по возрасту, которая была назначена ранее — пять и десять лет назад — по достижению пенсионного возраста. Т.е. обеспечение судей в отставке сравнялось с обеспечением других лиц, получающих пенсии от государства, что нивелировало существование конституционно закрепленного института отставки судьи, признаком которого является выплата из Государственного бюджета ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, приближенном к заработку работающего судьи.
8 июня 2016 года Конституционный Суд вынес решение по этому представлению, в котором отметил, что предусмотренные ограничения выплат ограничивают и независимость судей.
Отметим, что речь идет и о судьях, которые уже успели уйти в отставку, и о тех, которые только собираются. Теперь судьи, получавшие ограниченные выплаты, имеют право на возмещение.
Кстати, решения о неконституционности закрепления в законах максимального размера ежемесячного пожизненного денежного содержания Конституционный Суд уже выносил в 2007 и 2013 гг.
Подробнее о проблеме судейского содержания и новел законодательства в этом вопросе читайте в статье «Судейский исход».