Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
В течение уже достаточно долгого времени работники аппарата судов в прямом смысле этого слова ведут борьбу за свое право на достойный уровень заработной платы.
Как показывает практика — с переменным успехом. Только в прошлом году было около 200 коллективных обращений — вплоть до исков, — пока вопрос с оплатой труда урегулировали. К сожалению, ненадолго.
В мае 2016 года, после того, как вступило в силу постановление Кабмина №292 от 6 апреля 2016 года, согласно которому размеры должностных окладов работников аппарата местных судов существенно снижаются, открытые письма и коллективные обращения работников аппарата судов снова начали поступать. Хотя, такие обращения, как отмечают сами работники аппарата, являются, скорее, одним из доступных средств привлечения внимания к сложному вопросу, а не выходом из ситуации. Более действенным способом защиты прав, по их мнению, является обращение с иском в суд.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделился председатель Государственной судебной администрации Зеновий Холоднюк.
«Есть резонанс, потому что работники аппарата обращаются в суды, ссылаясь на «Переходные положения» Закона «О прокуратуре», где была норма, что должностной оклад работника аппарата привязывается к должностному окладу судьи. Эта норма была переведена в Закон «О судоустройстве и статусе судей» в редакции, которая вступила в силу в марте 2015 года.
Если ГСА является стороной в деле, то мы обжалуем подобные решения судов, которыми удовлетворяются иски работников аппарата. Мы считаем, что на сегодняшний день абсолютно безосновательно выплачивать им новые должностные оклады, начиная с 2014 года. Во-первых, там была норма, что КМУ должен привести свои подзаконные акты в соответствие с Законом «О судоустройстве и статусе судей», чего не было сделано. И самое главное — ни в 2014 году, ни в 2015 году не были предусмотрены деньги в бюджете для выплаты работникам аппарата новых должностных окладов.
Фактической задолженности нет и не было. Мы не могли насчитывать по-новому, потому что не было постановления КМУ, т.е. правительство не привело в соответствие с Законом «О судоустройстве и статусе судей» свое постановление. Второй момент — не предусмотрены средства. Финансирование происходит исключительно за счет государственных средств. Другими словами, не было оснований, права и денег, чтобы начислять и выплачивать новые должностные оклады с привязкой к должностному окладу судьи.
Когда появилось постановление КМУ в сентябре 2015 года, там было предусмотрено, что к концу 2015 года оклад выплачивается в размере 50%, а с 1 января 2016 года — в полном размере. Нами как главными распорядителями денег эта норма была исполнена. Мы утвердили все сметы в 2015 году, после постановления Кабмина, с новыми должностными окладами, а с 1 января 2016 года утвердили полные должностные оклады, которые предусмотрены Законом «О судоустройстве и статусе судей» и соответствующим постановлением КМУ. Деньги в Государственном бюджете на 2016 год на эти цели предусмотрены.
Если взять суммарно всех работников аппарата — от простого работника до секретаря — и сравнить тот должностной оклад, который был до этого и новый, который привязали к окладу судьи, то он увеличился где-то в три раза.
Никаких долгов нет. Ущемлений на сегодняшний день тоже нет. Никаких проблем на сегодня, по моему мнению, тоже нет. Сейчас просматриваются разные ситуации. Одни суды, к примеру, первой инстанции отказывают в удовлетворении исков работников аппарата (и уже есть три решения ВАСУ, которыми отказано); есть решения судов, которые поддержали работников аппарата. Мы обратились в Верховный Суд Украины, и по двум нашим заявлениям ВСУ открыл производство. Думаю, в ближайшее время Верховный Суд определится с правовой позицией».
Подробнее о том, как можно отстоять достойную зарплату в суде, читайте в статье «Деньги с боем».