Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
То, чего одни с нетерпением ждали, а другие опасались, свершилось — 2 июня 2016 года парламент принял новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей», после чего, не делая перерыва, — изменения в Конституцию Украины в части правосудия.
Судебная власть в этот раз решила не молчать. Достаточно оперативно, на 1 июня, для обсуждения нового законопроекта был созван Пленум Верховного Суда Украины, а также назначено заседание Совета судей Украины (которое впоследствии было перенесено на раннее утро 2 июня из-за отсутствия кворума).
Ознакомившись с текстом президентского законопроекта, судьи Верховного Суда раскритиковали большее количество его положений. Они, в частности, отметили, что поддерживают переход к трехзвенной судебной системе, однако, как отметил председатель Верховного Суда Ярослав Романюк, по сути, речь идет о создании под крышей одного суда сразу нескольких больших судов со своими председателями, аппаратом и широкими полномочиями, что может негативно сказаться на доступе к правосудию.
Вызвали замечания и идеи о прохождении конкурса действующими судьями Верховного Суда, предоставлении возможности работать в Суде ученым и адвокатам, лишении отдельных полномочий Совета судей.
«В законопроекте содержится недопустимо большое количество бланкетных норм. Такой подход не защищает от кардинального изменения основополагающих принципов даже во время действия уже измененного закона.
Так, в проекте предусмотрены положения, практическая реализация которых может привести к нарушению конституционного постулата о разделении властей в Украине, в частности, к усилению влияния законодательной и исполнительной власти на судебную.
Кроме этого, создаются угрозы для независимости судебной власти и судей, опасность остановки в Украине кассационного пересмотра судебных решений. 6-месячный срок реорганизации судов кассационной инстанции и Верховного Суда Украины приведет к значительному накоплению дел, и как следствие — к нарушению обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту и своевременное рассмотрение дела независимым, беспристрастным судом.
Предложенная в законопроекте модель нового Верховного Суда, состоящего из двух уровней и фактически четырех автономных судов, для формирования которого необходима реорганизация кассационной инстанции в целом, прогнозируемо приведет к трудностям в обеспечении организационного единства высшей судебной инстанции; будет порождать внутренние противоречия, расслоение, несогласованность правовых подходов и, очевидно, ослаблять наивысший судебный орган страны. Это негативно скажется на деятельности всей судебной системы Украины и будет способствовать ограничению права на судебную защиту.