Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
16 мая 2016 года работники аппарата Шевченковского районного суда города Киева обратились к президенту Украины, председателю Верховной Рады, премьер-министру и председателю Государственной судебной администрации с открытым письмом, в котором просят принять конкретные меры для разрешения ситуации в сфере начисления и выплаты заработной платы работникам аппарата суда с целью недопущения сужения содержания и объема гарантированного Конституцией права на достойную оплату труда.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделилась руководитель аппарата Шевченковского районного суда города Киева Марина Марчук.
«Проблема в том, что новым постановлением КМУ, которое было принято во исполнение требований Закона «О государственной службе» относительно оплаты труда, предусмотрено, что размеры должностных окладов государственных служащих устанавливаются постановлением Кабмина, которое принимается в начале года. Этим документом существенно сужаются наши права, нарушается ст. 22 Конституции, ведь наши должности (в судебной ветви власти) отнесены к определенным категориям по оплате труда, которые предусмотрены в исполнительной ветви власти. Фактически наши должностные оклады снижены в три раза. Кроме этого, Государственная судебная администрация не дает нам толком никаких разъяснений. Постановление, на основании которого разработаны должностные оклады работников аппарата суда, является действующим, несмотря на то, что вступил в силу закон о госслужбе. Нужно или привести в соответствие нормативные акты, или вывести нас из-под действия данного постановления, которое принято во исполнение нового закона.
Мы хотим вернуть законодательно закрепленные гарантии, а именно обеспечение достойной оплаты труда, которая раньше была оговорена в Законе «О судоустройстве и статусе судей» (ч. 2 ст. 147). Эта норма была отменена законом о госслужбе, что недопустимо, потому что надлежащее обеспечение работников аппарата является стратегическим вопросом при реформировании судебной системы. Не может профессионально, на соответствующем уровне, работать судебная система без квалифицированных кадров, которые останутся только при достойном уровне заработной платы.
У меня как у руководителя аппарата заработная плата будет составлять 4800 грн. У других представителей аппарата суда, таких как секретари и старшие секретари, вместо 4300 грн. будет 2200 грн., у консультантов вместо 4300 грн. — 1700 грн., а у секретарей судебного заседания, у которых процессуальный статус, их присутствие обязательно при слушании любого дела и именно на них ложится много процессуальных вопросов, — 1723 грн.
Наш местный суд — один из самых больших в Украине. Соответственно, нагрузка на работников суда сверхнормативная. В год рассматривается более 45 тыс. дел. Ни один местный суд в Украине столько не рассматривает. Мы вынуждены работать иногда даже по выходным; у нас проводится дежурство. Другими словами, мы просто завалены работой, а секретарю судебного заседания ставят оклад в 1723 грн. Это нонсенс. Мы и за 4 тыс. грн. не можем удержать людей.
Работники аппарата очень долго ждали изменений, однако схемы должностных окладов и категорий должностей для нас все равно разрабатывает КМУ. Это тоже непонятно, ведь судебная ветвь власти не должна зависеть от исполнительной ветви. Еще в 2014 году Законом «О прокуратуре» были внесены изменения в Закон «О судоустройстве статусе судей» в части оплаты труда работников аппарата суда. Этим законом предусматривалась норма, в соответствии с которой работник аппарата должен был получать заработную плату, исходя из соотношения 30% от оклада судьи. Дальше этот оклад увеличивался в зависимости от категории должности, которую занимает государственный служащий, опыта работы и пр. Но этот закон после вступления в силу не исполнялся. Был дан срок в два месяца для приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ним, но Кабмин бездействовал больше девяти месяцев. Только 2 сентября 2015 го он принял постановление №644, которым по-новому урегулировал наши оклады, но и это постановление исполнялось в 50%-м соотношении — нам выпладачивали не 100%, как это предусмотрено в документе, а 50%. Только с начала 2016 года мы начали получать 100% оклада, предусмотренного постановлением КМУ №268 (дополнение 47) во исполнение нашей законодательной гарантии на достойную заработную плату.
Сейчас получается, что оклад работников аппарата приравняли к окладу тех же уборщиц, водителей и т.д., которые являются неквалифицированными. И мы как государственные служащие, которые обязаны иметь высшее юридическое образование, нести ответственность, подпадающие под законодательство о коррупции (не имеем права получать любые другие доходы и пр.), опять оказались в ситуации, что будем получать мизерную заработную плату. А после того, как вычтут налоги, наша зарплата фактически окажется минимальной — 1450 грн. В какой стране мира такое есть?
Пока мы — первый суд, который обратился с открытым письмом к руководству страны. Но есть поддержка в данном вопросе от других судов. Насколько мне известно, это Краснозаводской районный суд Харькова, Харьковский апелляционный хозяйственный суд, Краматорский городской суд Донецкой области и др. Я убеждена, что обратятся и остальные суды города Киева. Выходом из ситуации может быть принятие законопроекта №4180, которым возвращается норма и законодательная гарантия на достойную заработную плату», — заключила руководитель аппарата.
Почему опять поднялся этот вопрос, и как можно решить ситуацию, читайте в статье «Проблемы с заработной платой работников аппарата: не опять, а снова».