Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
В последнее время часто возникает чувство, что судебная, исполнительная и законодательная власть существуют в параллельных мирах. Последние две ветви власти принимают законы и дают распоряжения, чтобы отчитаться перед иностранными партнерами. В суть того, как дальше реализуются принятые нормы, они не вникают, но часто сетуют, что отчитываться не о чем, потому что реализовать реформы им мешает судебная власть.
При этом отдельные изменения постоянно являются предметом торга, суть которого сводится к желанию иметь как можно более мощные рычаги контроля над судебной системой.
Очередное испытание для Фемиды готовится в законопроекте №4180 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей».
Наше издание уже провело подробный анализ законопроекта.
К слову, «синхронизация» в аспекте готовящихся изменений очень важна.
В частности, сейчас Высшая квалификационная комиссия судей обсуждает вопрос проведения конкурса на занятие вакантной должности судьи в Верховном Суде Украины. Как отметил председатель Комиссии Сергей Козьяков, необходимо как можно скорее провести конкурс в Верховный Суд, учитывая чрезвычайную важность работы полного состава Суда для устойчивого развития судебной системы Украины и большое количество вакансий.
Также он выразил мнение о необходимости привлечения к подготовке конкурса Совета судей Украины и обсуждения кандидатур в широких профессиональных кругах ассоциаций судей, других профессиональных объединений юристов, в т.ч. с помощью юридических СМИ.
Вместе с тем законопроектом №4180 предусмотрены вообще другие требования к судьям Верховного Суда. Предлагается, в частности, специальная процедура назначения впервые судей апелляционных, высших и Верховного Суда Украины: кандидатами могут быть не только судьи, имеющие стаж работы пять лет, но и адвокаты и ученые, которые судьями никогда не были.
Как отмечают неофициально источники в Высшей квалификационной комиссии, у Комиссии могут возникнуть сложности с проведением конкурса на замещение вакантных должностей судей Верховном Суде и последующим наполнением состава Суда.
«Не исключено, что законопроект №4180 будет принят в скором времени и тогда все будет по-другому. Изменятся и правила доступа к должности судьи Верховного Суда. Более того, неясно, что будет дальше с высшими специализированными судами. Может получиться так, что все-таки будет принято решение их упразднить, и тогда встанет вопрос о наполнении состава Верховного Суда, например, до того количества, которое было на момент судебной реформы 2010 года. Это значит, что нужно будет проводить конкурс на замещение не 13–14, а десятков судей», — отмечает источник «Судебно-юридической газеты».
В целом, расширение круга потенциальных кандидатов в Верховный Суд можно рассматривать как положительный момент. Но возникает вопрос: почему выбор пал именно на представителей адвокатуры и ученых? Более того, законопроект определяет, что адвокат должен иметь опыт профессиональной деятельности именно по осуществлению представительства в суде и/или защите от уголовного обвинения, как минимум, десять лет. Но каким образом он может это подтвердить? При этом специальная процедура назначения судей не предусматривает их подготовки. Получается, чтобы занять должность судьи первой инстанции, нужно пройти подготовку даже при наличии опыта работы, а чтобы стать судьей апелляционного, высшего и Верховного Суда — нет.
Понятно, что такая специальная процедура призвана утолить кадровый голод, который скоро наступит в судебной системе, когда у более чем тысячи судей не будет полномочий. Если будут восстановлены гарантии судьям, которые имеют право на отставку, то уйти в отставку, по подсчетам экспертов, могут почти 3 тыс. судей. Кто захочет прийти на их должности? Или вознаграждение в размере 12 тыс. грн. устроит, например, профессионального адвоката?
Подробнее о судебной реформе читайте в статье «Реформа впопыхах».