28 апреля 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман поручил министру юстиции Украины проанализировать деятельность судей, а также правомерность судебных решений, связанных с ведением бизнеса в стране, якобы с целью преодоления коррупции в судебной ветви.
В связи с указанным председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло отметил, что, во-первых, органы исполнительной власти не наделены законными полномочиями оценивать законность судебного решения, а во-вторых — создание действительно демократического и процветающего государства начинается, прежде всего, с уважения друг к другу.
Давать оценку процессуальным решением могут только вышестоящие судебные инстанции при пересмотре судебных решений. Т.е. презумпция правомерности судебного решения может быть опровергнута в порядке апелляционного, кассационного обжалования, дисциплинарного производства, а также поставлена под сомнение решением Европейского суда по правам человека.
Александр Нечитайло напомнил, что, согласно положениям статей 1 и 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», судебная власть в Украине осуществляется независимыми и беспристрастными судами. Осуществляя правосудие, суды независимы от любого незаконного влияния. Суды осуществляют правосудие самостоятельно на основе Конституции и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права.
Таким образом, судьи в Украине осуществляют правосудие в соответствии с законом, руководствуясь при этом своим внутренним убеждением, а не пожеланиями высших должностных лиц. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет за собой ответственность, установленную законом.
Впрочем, в последнее время нарушаются не только положения национального законодательства, но и этические правила поведения, определенные на международном уровне, несмотря на стремление Украины к вступлению в Евросоюз.
Судебная органы уже обращали внимание, что, согласно положениям Рекомендации CM/Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности, принятой Комитетом министров Совета Европы 17 ноября 2010 года на заседании заместителей министров, комментируя решение судей, исполнительная и законодательная власть должны избегать критики, которая может подорвать независимость судебной власти или доверие общества к ней.
Также в решении Европейского суда по правам человека от 22 марта 1995 года «Прагер и Обершлик против Австрии» указана необходимость учитывать особую роль, которую играет в обществе судейский корпус. В качестве гаранта правосудия он должен пользоваться доверием в обществе, чтобы успешно выполнять свои задачи. Поэтому, необходимо защитить такое доверие от ничем не обоснованных приступов.
В связи с этим Высший административный суд отмечает недопустимость подобных публичных заявлений со стороны руководства государства, которые демонстрируют неуважение и предвзятое отношение к судебной власти, сея раздор в обществе.