Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Процесс переаттестации сотрудников Национальной полиции начался 5 ноября 2015 года. На данный момент почти завершена переаттестация сотрудников полиции города Киева, Киевской области и Центрального аппарата МВД, Хмельницкой, Волынской, Ровенской и Одесской областей.
На заседании совместной коллегии Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Украины руководитель Национальной полиции Хатия Деканоидзе заявила, что переаттестацию сотрудников Национальной полиции планируют закончить до конца июля 2016 года.
Однако, сам процесс переаттестации поддается критике со стороны как общественности, так и сотрудников полиции.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделилась член экспертного совета по реформированию МВД, глава аттестационной комиссии Национальной полиции Украины города Киева и центральной аттестационной комиссии Одесской области Анастасия Леухина.
«Я могу говорить об опыте работы своих комиссий — это аттестационные комиссии города Киева и Одесской области, где я была председателем. Если говорить обо всех аспектах переаттестации, то сначала люди сдают тесты по общим навыкам и на знание законодательства в той сфере, в которой они работают, а далее приходят на собеседование. В комиссии, как правило, заседают шесть человек.
Наша цель как комиссии — определить, насколько профессионален человек, насколько он честен и насколько сможет работать в новых условиях, новой системе и быть «драйвером» ее изменений изнутри. Для того, чтобы это сделать, нам нужно задать вопросы о его профессиональной работе, карьерных передвижениях, о том, что его мотивирует работать в полиции. Многие говорят, что в системе все плохо, что они работают без бумаги и бензина, что без «взносов граждан» работать практически невозможно и т.д. А у нас возникает вопрос: почему тогда он продолжает работать в этой системе? Очень часто вопросы такого плана помогают понять, какая у человека мотивация.
Вопросы личного характера мы не задаем. Да, бывают вопросы, к примеру, по декларации о доходах. Ведь собственность человека и членов его семьи — это тоже один из моментов, на который мы обращаем внимание. Потому что приходит сотрудник полиции с зарплатой, условно говоря, 3-4 тыс. грн., который ездит на дорогостоящем автомобиле или живет в роскошном особняке и декларирует, что купил их в кредит. Однако, его семейного бюджета не хватает, чтобы выплачивать этот кредит. Это вызывает серьезные сомнения, откуда берутся деньги. Поэтому, мы и задаем такие вопросы о личных финансах, хотя они не всегда комфортны.
По поводу того, что члены комиссии не объясняют принятое решение о том, что человек занимаемой должности не соответствует и подлежит увольнению, то могу сказать, что это не прописано в Инструкции. Нет такого пункта, по которому нужно что-то объяснять. Это как собеседование на работу, когда кандидат проходит отбор на вакантную должность. Как правило, никто никогда не объясняет, почему человек не подходит. Это коллегиальное решение комиссии. Я понимаю, что сотрудники полиции смотрят на это, как на процесс увольнения. Для них это очень болезненно, и важно объяснение. Но, согласно Инструкции, мы этого делать не должны, и я считаю, что это логично. Это же кадровый, а не судебный процесс.
Еще хочу отметить, что мы принимаем во внимание информацию из открытых источников. У нас не так много времени для того, чтобы оценить и изучить кандидата «вдоль и поперек». Второй момент: в Украине люди не пишут жалобы на работу правоохранителей. Соответственно, по личному делу трудно сказать, хорошо человек работал или плохо — «жалоб нет». В этом случае очень не хватает качественной работы медиа, поскольку открытые источники — это та же работа прессы, которая разоблачает сотрудников, к примеру, в коррупционных схемах. У нас уходит много времени на поиск информации о людях, которые занимают высокие должности. Но если к нам поступает информация о человеке из открытых источников, то мы обсуждаем ее с ним, чтобы он мог прокомментировать, поскольку понимаем, что такая информация не всегда правдива.
Нам важно, чтобы простые граждане активно давали нам обратную связь через гугл-форму на сайте НПУ по поводу сотрудников, которые, к примеру, вымогают деньги, «крышуют» какой-то бизнес или пытают людей в райотделах. Очень важно, чтобы люди, которые пострадали от неправомерных действий сотрудников полиции и знают их фамилии, давали обратную связь, а не просто ворчали на кухне о том, что «опять ничего не меняется». В свою очередь, мы тоже подходим к этому взвешенно и не принимаем всю информацию из открытых источников как истину в последней инстанции; оцениваем человека комплексно, принимая во внимание результаты по тестам, его личное дело, а также ответы во время собеседования», — подчеркнула Анастасия Леухина.
Чем вызвана такая ситуация, и как проходит процесс полицейской переаттестации, читайте в свежем выпуске «Судебно-юридической газеты» в статье «Переаттестовать нельзя помиловать?».