На данный момент Украина оказалась в ситуации, когда исполнение судебного решения может затянуться на месяцы, а то и годы. Об этом свидетельствует судебная практика как национальных судов, так и Европейского суда по правам человека.
Напомним, 8 октября 2015 года Верховной Радой Украины приняты в первом чтении законопроекты №2506 «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и №2507а «Об исполнительном производстве». Смежный законопроект №2508а, касающийся изменений налогового законодательства, включен на повестку дня как неотложный. Эти проекты уже одобрены профильным комитетом Верховной Рады ко второму чтению. Их принятие парламентом в целом ожидается на ближайших пленарных неделях.
Указанные выше законопроекты вносят в систему исполнительного производства множество новаций — таких как, например, внедрение комбинированной системы исполнения решений, модернизация службы государственных исполнителей, введение института частных исполнителей, дополнение принципов исполнительного производства и др. Это важные изменения, которые, по сути, выстраивают систему исполнительной службы по-новому.
К примеру, если сегодня процедура открытия исполнительного производства предусматривает стадию добровольного исполнения решения, то после вступления в силу названных проектов открытие производства будет возможно только для принудительного его исполнения. Что касается добровольного порядка, то законодатель регламентировал возможность непосредственного обращения о взыскании периодических платежей к предприятию, учреждению, организации, физическому лицу-предпринимателю, физическому лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы. Отчисление денежных средств взыскателю в таком случае будет проводиться без открытия исполнительного производства самим предприятием в размере, указанном в исполнительном документе.
Также предложенными изменениями предусмотрено исполнение решений другими органами непринудительного исполнения. Речь идет о взыскании задолженности и денежных средств органами доходов и сборов, банками, а также учреждениями, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств. При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или отрицании ее размера должником взыскатель вправе предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения.
Однако, наряду с этим, рекомендованные ко второму чтению проекты имеют ряд спорных изменений в механизме проведения исполнительного производства. Это касается как авансовых взносов, так и порядка оценки имущества и наделения исполнителя обязанностью по регистрации имущества, которое зарегистрировано не было. В любом случае после принятия этих нормативных актов парламентариями Министерство юстиции ожидает долгий процесс имплементации всех их норм.
Подробнее об изменениях законопроектов при подготовке ко второму чтению и что прогнозируют эксперты, читайте в статье «Реформа исполнительного производства: мяч на поле парламента».