«Судебно-юридическая газета» провела подробный анализ проекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей», разработанного в рамках Совета по вопросам судебной реформы при Администрации Президента Украины.
Примечательно, что данный законопроект был зарегистрирован в парламенте уже 4 марта 2016 года под №4180, несмотря на поступившие к нему серьезные замечания от других членов Совета, в частности, от судебной ветви власти, и на обещания представителей Администрации Президента их учесть.
Среди прочего проектом предусмотрено создание Общественного совета добросовестности (далее — ОСД), который призван способствовать Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи критериям профессиональной этики и добросовестности.
Как отметил соавтор законопроекта №4180, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Алексеев: «Законопроект открывает широкие возможности непосредственного привлечения общественности к реализации процедур квалификационного оценивания. Так, предусмотрено создание Общественного совета добропорядочности (вводится ст. 852 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»), которая призвана способствовать ВККСУ в установлении соответствия судьи критериям профессиональной этики и добродетели.
Законопроектом предусматриваются требования к членам Общественного совета добропорядочности и порядок их назначения. Членами Совета могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются признанными специалистами в области своей профессиональной деятельности, имеющих высокую профессиональную репутацию, и отвечают критерию политической нейтральности. Общественный совет добропорядочности будет осуществлять свою деятельность в четырех коллегиях, в каждой из которых будет входить по пять членов Совета.
Общественный совет добропорядочности, согласно законопроекту, будет собирать, проверять и анализировать информацию в отношении судьи (кандидата на должность судьи), предоставлять ВККСУ такую информацию, в т.ч. при наличии соответствующих оснований, вывод о несоответствии судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и добропорядочности; иметь право создать информационный портал для сбора информации о профессиональной этике и добропорядочности судей (кандидатов на должность судьи) и др.
Таким образом, это будет дополнительный механизм мониторинга добропорядочности судьи, что не предусматривает дублирование функций ВККСУ в данном случае».
Подробнее читайте в последнем номере «Судебно-юридической газеты», в материале «Реформа от Совета».