Сегодня, 10 марта 2016 года, в 10:00, Конституционный Суд Украины в форме устного слушания начнет рассмотрение дела по конституционному представлению 48 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) абзацев 13, 14 п. 32 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» и Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абз. 1 подпункта 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса Украины.
В Конституционный Суд Украины обратились 48 народных депутатов Украины с ходатайством признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) абзацы 13, 14 (по конституционному представлению — ч. 4) п. 32 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы «от 28 декабря 2014 года №71-VIII (далее — Закон), согласно которым подпункт 164.2.19 подпункта 164.2 ст. 164 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) изложены в новой редакции.
Согласно оспариваемыми положениями в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, — в части такого превышения, а также пенсий из иностранных источников, если согласно международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.
Авторы ходатайства считают, что Верховная Рада Украины в абзацах 13, 14 п. 32 раздела I Закона, предусматривающих налогообложение социальных выплат отдельным категориям граждан, допустила сужение объема существующих прав и свобод, что не соответствует требованиям статей 1, 3, 8, 19, 22 , 24, 46, 48 Конституции Украины.
В Конституционный Суд Украины обратился Верховный Суд Украины с ходатайством признать не соответствующими статьям 8, 21, ч. 3 ст. 22, статьям 46, 126 Конституции Украины (неконституционными) положения абз. 1 подпункта 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса.
Неконституционность указанных положений Верховный Суд Украины обосновывает тем, что граждане, размер пенсии которых превышает три минимальных заработных плат, должны платить налог, а граждане, размер пенсии которых меньше, освобождены от такого налогообложения, противоречит принципам верховенства права и равенства всех перед законом, сужает права определенных категорий граждан на социальную защиту и нарушает равенство прав пенсионеров.
Автор ходатайства обосновывает несоответствие Конституции Украины положений абз. 1 подпункта 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Кодекса, что распространяются на судей, ссылкой на статьи 3, 126, 129 Основного Закона Украины и утверждает, что «особый порядок исчисления судейского вознаграждения, пенсионного обеспечения судей, условий материального, бытового обеспечения и социальной защиты работников судебной системы должен быть урегулирован именно на законодательном уровне, что является одним из ключевых элементов практической реализации принципа независимости судебной власти как главного условия осуществления беспристрастного правосудия, эффективного и беспристрастного судебного разбирательства, утверждения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, определено главным конституционным долгом государства».