23 февраля 2016 года прошло рассмотрение дела в форме письменного слушания по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абзацев 1, 2, 4, 6 ч. 5 ст. 141 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Претензии, которые предъявила судебная система, сводились, кроме прочего, к размеру данной выплаты, поскольку последняя была не просто сокращена до 60–70% (согласно общему пенсионному законодательству), но и ограничена конкретной суммой 10740 грн. без возможности увеличения в течение года. При этом указанными изменениями законодатель еще больше сузил гарантии независимости судей в отставке. Помимо ограничения максимального размера ЕПДС судьи 10 прожиточными минимумами, установленными для лиц, утративших трудоспособность, также установлено временное, на период с 1 января до 31 декабря 2016 года ограничение максимального размера ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке постоянной фиксированной суммой 10740 грн., хотя Законом «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» предусмотрено поэтапное повышение прожиточного минимума.
Относительно сложившейся ситуации высказался Василий Юрченко, судья Высшего административного суда Украины в отставке.
«На сегодня судьям, которые уходят в отставку, назначается пенсия на общих основаниях. Это происходит с июня прошлого года, и судьи теряют много. Тем судьям, которые ушли в отставку пару лет назад, например, из ВСУ или ВССУ, начислили ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 20 тыс. грн. и больше. Судьи же, которые сегодня уходят, не могут рассчитывать больше, чем на фиксированную сумму около 11 тыс. грн. Так ныне гласит закон. Получается, что судьи, которые имеют 20 лет стажа на должности судьи и успели уйти в отставку до принятых изменений, получают в разы больше тех, кто остался работать и сегодня попал под действие обновленного законодательства.
Можно сказать, что и пенсии, и зарплаты судей ныне больше, чем минимальные выплаты, которые получают большинство украинцев. Но это все равно, что перевернутая пирамида. Когда председатель ВСУ на сегодняшний день получает около 25–27 тыс. грн. зарплаты, то это может показаться много, опять-таки, в сравнении с минимальной зарплатой в Украине. А можно сравнить ту же зарплату с зарплатой начальника полиции, которая составляет около 100 тыс. грн., или с должностным окладом начальника Национального антикоррупционного бюро, который составляет около 60 тыс. грн. плюс всякие надбавки. А ведь по сравнению с председателем ВСУ должность начальника полиции намного ниже. Итог работы полиции, прокуратуры все равно направляется в суд, который, что бы о нем ни говорили, во всем мире наивысший орган, имеющий последнее слово в данной работе. Поэтому, будет справедливо, если работа судьи будет цениться выше», — отметил Василий Юрченко.