Вопрос пожизненного денежного содержания судей неоднократно был предметом конституционного рассмотрения по представлению Верховного Суда Украины. 23 февраля 2016 года в форме письменного слушания Конституционный Суд закончил рассмотрение дела по очередному конституционному представлению Верховного Суда Украины. Сейчас все в ожидании решения по данному вопросу.
«Судебно-юридическая газета» поинтересовалась мнением по этому поводу заместителя председателя Верховного Суда Украины Марины Клименко.
«С обретением Украиной в 1991 году независимости был принят ряд законов, в т.ч. Закон №2862-ХII от 15 декабря 1992 года «О статусе судей», которым определен статус судьи и установлены гарантии его независимости, неприкосновенности и социальной защиты. В частности, этим законом было предусмотрено право судьи, проработавшего в должности судьи не менее 20 лет, выйти в отставку и по своему выбору получать или пенсию государственного служащего, или освобожденное от уплаты налога ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 80% заработка работающего на соответствующей должности судьи, a за каждый полный год работы в должности судьи более 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивался дополнительно на 2%, но не более 90% заработка судьи без ограничения предельного размера (ст. 43). Потеря этих гарантий независимости предусматривалась лишь в случаях совершения судьей проступка, несовместимого со званием судьи; вынесения в отношении судьи обвинительного приговора или потери им гражданства Украины, что влекло за собой лишение права на ежемесячное пожизненное денежное содержание, назначение и выплату этим лицам пенсии на общих основаниях.
Эти положения расценивались как большое достижение независимой Украины, поскольку соответствовали международным стандартам, согласно которым судьям как носителям судебной власти, осуществляющим правосудие, среди других гарантий независимости гарантировалось надлежащее материальное обеспечение как во время работы, так и после окончания судейской карьеры. Такое обеспечение устанавливалось для предотвращения влияния на судей при решении дел, предотвращения коррупционных рисков, а также как определенная компенсация за конституционный запрет заниматься другой оплачиваемой работой. Размер этого обеспечения судьи в отставке по европейским нормам должен быть максимально приближен к размеру заработной платы работающего судьи.
Такое положение просуществовало почти 20 лет. Однако, с 2011 года право судей на получение надлежащего материального обеспечения постоянно сужалось, судьи лишались определенных выплат, ограничивался максимальный размер судейского вознаграждения, а также уменьшался процент, с которого исчислялся размер пожизненного ежемесячного денежного содержания судьи в отставке (до 60%, 70%), т.е. сужались гарантии независимости судей, в т.ч. гарантии их материального обеспечения и социальной защиты при выходе в отставку. Указанные положения неоднократно признавались Конституционным Судом Украины несоответствующими Конституции Украины.
Для исправления этого положения Законом №192-VIII от 12 февраля 2015 года «Об обеспечении права на справедливый суд» была изложена в новой редакции ст. 141 Закона №2453-VI от 7 июля 2010 года «О судоустройстве и статусе судей», которой определяется материальное обеспечение судей в отставке. Этой редакцией было восстановлено право судьи в отставке (т.е. после 20-летней безупречной работы) на получение по его выбору или пенсии государственного служащего или ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере и по правилам начисления, существовавшим раньше, с 1992 года.
Но до вступления в силу данного закона, 2 марта 2015 года, был принят Закон №213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», которым снова в сторону ухудшения изменены подходы к материальному обеспечению судей в отставке с установлением размера такого содержания в размере 60% заработка работающего судьи и с ограничением максимального размера выплат в зависимости от кратности прожиточных минимумов (ПМ), установленных для лиц, утративших трудоспособность (этот ПМ меняется несколько раз в течение года). Также установлены некоторые другие ограничения материального характера для судей в отставке.
Кроме этого, этим законом в п. 5 раздела «Заключительные положения» установлено, что в случае непринятия до 1 июня 2015 года законов о назначении пенсий с 1 июня 2015 года отменяются все нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание назначены рядом специальных законов, в т.ч. и в соответствии с Законами «О государственной службе» и «О судоустройстве и статусе судей».
Это привело к тому, что судьям, которые имеют стаж работы судьей более 20 лет и ушли в отставку, Пенсионным фондом назначаются пенсии на общих основаниях (по возрасту), а иногда (при выходе в отставку в 65 лет) только возобновляется пенсия по возрасту, которая была назначена ранее, пять и десять лет назад, по достижению пенсионного возраста. Т.е. обеспечение судей в отставке сравнялось с обеспечением других лиц, получающих пенсии от государства, что нивелировало существование конституционно закрепленного института отставки судьи, признаком которого является выплата из Государственного бюджета Украины ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, приближенному к заработку работающего судьи.
Именно поэтому Верховный Суд Украины в июле 2015 года обратился в КСУ с конституционным представлением о несоответствии Конституции отдельных положений ст. 141 и п. 5 заключительных положений названных выше законов. В представлении ВСУ, которое рассматривалось Конституционным Судом в режиме устного слушания 15 октября 2015 года (решение еще не принято), подробно изложены все доводы в обоснование позиции Верховного Суда Украины.
Однако, в дальнейшем был принят Закон №911-VIII от 24 декабря 2015 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который вступил в силу 1 января 2016 года. Им снова внесены изменения (уже в пятый раз за два года) к ст. 141 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно материального обеспечения судей в отставке, в частности, в ч. 5 данной статьи. Это, по сути, подтвердило существование норм относительно материального обеспечения судей в отставке, поскольку нельзя вносить изменения в отмененные нормы. Данными изменениями еще более сужены гарантии независимости судей и установлены для судей в отставке дополнительные ограничения, в частности: прекращение выплаты пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания при работе на определенных должностях; установление максимального размера выплат судьям в отставке в фиксированной сумме; продолжение определенных запретов на 2016 год (хотя они устанавливались только временно, на 2015 год).
Это и обусловило обращение ВСУ в январе 2016 года с новым, по сути, дополнительным конституционным представлением в КСУ относительно проверки соответствия Конституции внесенных в ст. 141 новых положений. Данное конституционное представление рассматривалось Конституционным Судом Украины в форме письменного слушания 23 февраля 2016 года.
Кстати, несмотря на наличие в настоящее время в ст. 141 норм об обеспечении судьи в отставке ежемесячным пожизненным денежным содержанием в размере 60% заработка работающего судьи или пенсией согласно ст. 37 Закона «О государственной службе», органы Пенсионного фонда и сейчас отказывают судьям в назначении этих выплат, ссылаясь на п. 5 заключительных положений Закона №213-VIII. Судьям, проработавшим 20 лет на должности судьи и вышедшим в отставку, или вообще отказывают в назначении пенсий (если они не достигли пенсионного возраста), или восстанавливают пенсии по возрасту, которые назначались ранее, хотя после этого они продолжали работать пять-десять лет и платили больший социальный взнос, чем другие лица — 6,1%, а не 3,6%. Сейчас мы ожидаем решения Конституционного Суда Украины.