Недавно состоялся очередной Пленум Высшего административного суда Украины. На повестке дня стоял рад вопросов. Среди прочего, судьи приняли решение по проблеме, связанной с практикой применения административными судами отдельных положений Закона Украины «О судебном сборе», а также рассмотрели вопрос о применении положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» в спорах по определению размера заработной платы работников аппарата судов.
Статистика, результаты, планы
Докладывая о состоянии осуществления правосудия административными судами в 2015 г., председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло отметил, что отчетный период охарактеризовался рядом реформ и законодательных изменений, которые непосредственно связаны с деятельностью административных судов. В частности, административные суды наделены новыми полномочиями при решении налоговых споров; произошло изменение порядка решения вопроса о допуске дела к производству в Верховном Суде Украины и расширены полномочия ВСУ по пересмотру решений Высшего административного суда Украины. Кроме того, изменен порядок рассмотрения дел по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности. Также председатель ВАСУ заметил, что на сегодняшний день продолжает существовать практика рассмотрения публично-правовых споров разными судебными юрисдикциями, что нарушает права лиц на рассмотрение спора надлежащим судом. Это обстоятельство обусловливает необходимость внесения изменений в законодательные акты.
В ходе Пленума ВАСУ были озвучены некоторые статистические данные. Так, сравнение показателей 2014 и 2015 гг. отчетливо продемонстрировало тенденцию к уменьшению поступления обращений в местные административные суды. Стало известно, что количество обращений, поданных в окружные административные суды, уменьшилось на 8% и составило более 177 тыс. В свою очередь, количество обращений, поданных в местные общие суды как административные, уменьшилось на 37% и составило 77 тыс. «Таким образом, позицию Высшего административного суда о необходимости законодательных изменений и передачи всех категорий административных дел в административные суды можно считать вполне оправданной», – заключил А. Нечитайло.
Кроме того, глава суда отметил, что деятельность ВАСУ за прошлый год можно охарактеризовать следующими основными показателями: на рассмотрение в ВАСУ в течение года поступило 57 тыс. дел и материалов, из них почти 55 тыс. – кассационные жалобы и дела. С учетом остатков нерассмотренных дел на рассмотрении в Высшем административном суде находилось почти 94 тыс. дел и материалов. В течение 2015 г. завершено рассмотрение 69% дел и материалов. Согласно статистическим данным, показатель рассмотрения превысил показатель поступления, т. е. количество дел и материалов, ожидающих рассмотрения, уменьшилось.
Также в отчетном периоде судьи ВАСУ рассмотрели 62 тыс. кассационных жалоб и дел. По результатам кассационного пересмотра было изменено или отменено 45% постановлений судов апелляционной инстанции об изменении или отмене постановлений судов первой инстанции. «Т. е. по результатам рассмотрения дел Высший административный суд Украины отменил или изменил каждое четвертое решение местных административных судов, которые были оставлены без изменений судами апелляционной инстанции», – отметил А. Нечитайло.
Судьи обратили внимание, что весомым фактором, который повлиял на показатель оперативности рассмотрения дел, является окончание полномочий у трети судей окружных административных судов и промедление с избранием таких судей на должности бессрочно. Также Пленум ВАСУ обратил внимание на неоднократные случаи неправильного применения апелляционными административными судами норм материального права и ошибочной отмены решений судов первой инстанции. В частности, по делам о налогообложении доходов, полученных плательщиком единого налога с нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, а также по делам о взыскании административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Как результат, по данному вопросу Пленум ВАСУ решил, среди прочего, рекомендовать председателям окружных и апелляционных административных судов осуществлять постоянный контроль за соблюдением сроков рассмотрения дел, обеспечением единства судебной практики, обсуждать на собраниях судей вопрос нарушения сроков рассмотрения, изучать причины ошибок, которые допускают отдельные судьи, а также принимать меры для их исправления.
Практика взимания судебного сбора
В ходе рассмотрения второго вопроса повестки дня Пленума судьи заслушали доклад заместителя председателя, секретаря Пленума ВАСУ Михаила Смоковича о судебной практике применения административными судами отдельных положений Закона №3674-VI от 08.07.2011 «О судебном сборе» в редакции Закона №484-VIII от 22.05.2015 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора». Напомним, последний вступил в силу с 1 сентября 2015 г., и им был введен единый подход к определению ставок судебного сбора, уточнен перечень процессуальных документов, за подачу которых судебный сбор не взимается, уточнен порядок уплаты и возврата уплаченного судебного сбора. Также была введена проверка зачисления судебного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины перед открытием производства по делу.
М. Смокович отметил, что эти изменения породили ряд вопросов в судебной практике, о чем свидетельствуют обращения как самих административных судов, так и граждан и юридических лиц. Немало вопросов возникло у административных судов в связи с применением положений при определении ставки судебного сбора за подачу апелляционных или кассационных жалоб по делам, в которых исковые и другие заявления поданы до 1 сентября 2015 г. Указанное и стало основанием для организации изучения практики применения судами положений законодательства, регулирующего вопросы взимания судебного сбора. Объектом изучения были решения окружных и апелляционных административных судов, а также Высшего административного суда Украины, в которых суды изложили правовые позиции по применению законодательства о судебном сборе. Для обеспечения единого подхода к применению Закона «О судебном сборе» был проведен сравнительный анализ практики административных судов с практикой других высших специализированных судов и Верховного Суда Украины. Пленум ВАСУ рекомендовал судьям административных судов данный анализ практики к применению.
Оплата труда работников аппарата
Также было рассмотрено обобщение практики применения административными судами положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» в спорах по определению размера заработной платы работников аппарата судов. М. Смокович отметил, что разработка этого обобщения обусловлена изменениями, произошедшими в правовом регулировании размера должностного оклада работника аппарата суда в связи со вступлением в силу Закона от 14.10.2014 «О прокуратуре». Так, в практике административных судов при рассмотрении дел по искам о перерасчете заработной платы к органам, осуществляющим начисление денег, возникла проблема по установлению приоритета в применении норм материального права при определении размера заработной платы. Поскольку прослеживается разная практика в процессе начисления, судьи изучили все имеющиеся прецеденты и определили, что учитывая приоритет специальной нормы над общей, при определении размера оклада работников аппарата судов следует применять ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в редакции Закона «О прокуратуре» (ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в редакции Закона «Об обеспечении права на справедливый суд»), а не ст. 13 Закона «Об оплате труда» и ст. 33 Закона «О государственной службе».